Длительность: 1 час 15 мин
Все вебинары - бесплатные
Количество мест ограничено
Церковно-приходские училища и земские школы, институты благородных девиц, семинарии, институты и университеты... В России существовало огромное количество образовательных учреждений, куда, возможно, ходили Ваши дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. Как найти табель успеваемости и личное дело ученика?
Дарья Лотарева
консультант FamilySpace
Алексей Жарков
Глава и основатель FamilySpace
Вебинар 8. «Наши грамотные предки. Поиск одноклассников»
20 июня 2012
Содержание
Вступление
Часть 1. Образование в Российской империи в 16-18 веках.
Часть 2. Народное образование.
Часть 3. Образование для дворян.
Часть 4. Военное образование.
Часть 5. Образование для священнослужителей.
Часть 6. Специальное образование.
Часть 7. Образование для женщин.
Часть 8. Ответы на вопросы
Приглашайте на вебинары родственников, друзей, соседей, одноклассников!
COMDI - лидер динамично развивающегося российского рынка веб конференций и онлайн трансляций.
COMDI – технологический лидер на российском рынке, следуя мировым трендам первым внедряет новые технологии и разрабатывает дополнительный функционал:
• HTML 5
• WebRTC (открытая платформа Google)
• Строительство собственной Content Delivery Network (CDN сеть).
Клиентами COMDI являются крупные компании - лидеры в финансовой, фармацевтической, ИТ, туристической и образовательной отраслях. Всего более 400 компаний.
Теперь опыт COMDI работает на благо Ваших ценностей вместе с FamilySpace!
В России было много грамотных людей. Среди них наверняка есть ваши предки. Как найти личные дела учащихся и использовать их для составления родословной, мы расскажем в нашем вебинаре по генеалогии.
В день славянской письменности и культуры мы вспоминаем монахов – равноапостольных Кирилла и Мефодия (братьев Лихудов), которые создали славянский алфавит.
В 16-17 веках образование нашим предкам в России давала церковь.
Самым первым законодательным актом, регулировавшим сферу образования в России, стала глава 26 Соборного уложения (Стоглава) 1551 г. «О училищах книжных по всем градом», в которой говорилось: (...) В царствующем граде Москве и по всем градом (...) избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых (...) и грамоте бы и чести и пети и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища…»
С 1721 г. образование стало контролировать государство.
25 января 1721 г., в ходе реформ, которые проводил император Петр I, был принят Духовный регламент – законодательный акт, которым православная церковь в России была подчинена государству.
В Духовном регламенте содержался особый раздел «О домах училищных», в котором определялась внутренняя организация духовных семинарий для сыновей духовных лиц, которые должны были открываться при епархиальных архиерейских домах. Таким образом, создавалась система школ во всех епархиях. Школы назывались семинариями.
Кроме того, начали открываться светские школы. Почти каждый губернский город имел по две школы - светскую и духовную.
Самыми известными учебными заведениями, в которых могли учиться ваши родственники в 18 веке, являлись:
- Славяно-греко-латинская академия (открыта в 1687 году в Москве)
- Школа математических и навигационных наук (работала в Москве с 1701 года).
- Горнозаводская школа (открыта в 1724 году в Екатеринбурге под руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева).
- Университет в Санкт-Петербурге (учрежден по указу Петра I в 1724 году).
- Сухопутный шляхетский кадетский корпус в Санкт-Петербурге (открыт в 1731 году).
- Славяно-греко-латинская семинария при Александро-Невской лавре (открыта в 1720 году).
- Смольный институт благородных девиц.
В конце 18 века на фоне идей Века просвещения императрица Екатерина II провела реформы, результатом чего стало:
1. Гуманизация обучения в семинариях (отмена телесных наказаний, право трудоустраиваться на светскую службу)и приток туда учеников.
2. Организация 2-х и 4-х классных народных училищ и создание единого устава для светских и духовных школ и училищ.
3. Появление приходских («малых») училищ для детей крестьян и мещан.
4. Разрешение светским и духовным лицам открывать гимназии.
В результате к концу 18 века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тысячами учеников.
В начале 19 века российские власти попытались упорядочить народное образование и разделить его на духовное и светское.
Страна была, помимо уже существовавшего деления на епархии, разделена на университетские округа, за деятельность которых отвечало Министерство просвещения.
В городах, помимо духовных училищ и семинарий, появились в обязательном порядке губернские училища и гимназии.
В малых городах и деревнях, однако, начальное образование по-прежнему можно было получить в церковно-приходских учебных заведениях.
При получении образования действовал сословный принцип. Например, крестьянин не мог стать одноклассником дворянина.
Такая ситуация сохранялась до начала 20 века.
Лидия Баринова спрашивает: «Надеюсь, Вы расскажете о церковно-приходских школах? Где может быть информация об учениках этих школ?»
Ответ: Сведения о церковно-приходских школах и училищах хранятся в региональных архивах.
В качестве примера поиска одноклассников ваших предков приведем сведения с сайте Государственного архива Орловской области www.gosarchiv-orel.ru/
На сайте имеется активная ссылка «Фонды периода до 1917 года».
Поиск предков и их одноклассников на сайте Государственного архива Орловской области – продолжение.
Перейдя по ссылке «Фонды периода до 1917 года», мы попадаем в список фондов различных учреждений www.gosarchiv-orel.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=78&Itemid=33 и выбираем активную ссылку «Фонды учебных учреждений».
Продолжение:
Перейдя по активной ссылке «Фонды учебных учреждений» www.gosarchiv-orel.ru/index.php?id=101&option=com_content&Itemid=33,
мы видим список уездных училищ Орловской губернии:
Болховское, ф. 500, 107 д., 1825 - 1881 гг.
Мценское, ф. 652, 2 д., 1841 - 1861 гг.
Орловское, ф. 481, 192 д., 1829 - 1896 гг.
Далее мы видим, что в фондах училищ имеются документы, которые могут быть нам полезны при составлении родословной и построении генеалогического древа. Это:
- сведения по истории Ждимерского и Шераповского сельских приходских училищ Болховского уезда,
- сведения о различных частных учебных заведениях,
- журналы успеваемости и поведении учащихся,
- свидетельства учеников об окончании училищ,
- прошения разных лиц о приеме их детей в Орловское уездное училище,
- Формулярные списки о службе чиновников и учителей училищ.
На сайте «Архивы Удмуртии». Управление по делам архивов администрации г. Сарапула udmurtarchives.com/funds/?cats=35&name=&archname=8&fn=&findf=name
имеются активные ссылки на фонды различных учебных заведений, например, двухклассной церковно-приходской школы с. Мостовое Сарапульского уезда или Сарапульских трехгодичных педагогических курсов Наркомпроса.
Имеется фонд Сарапульского уездного двухклассного народного училища, которое было открыто в 1790 г. и просуществовало до 1918 г.
Сохранились только документы за 1790-1852 г. Самый большой интерес для составления семейной летописи представляют послужные списки учителей и книги записи учащихся.
В 19 веке к средним учебным заведениям для дворян относились:
- лицеи,
- Пажеский корпус,
- гимназии (государственные, частные – мужские и женские).
Можно ли найти предков, которые учились в этих учебных заведениях?
Да, это вполне реально.
В качестве примера приведем фонд № 64 Орловской губернской мужской гимназии, который хранится в Государственном архиве Орловской области.
Гимназия была открыта в 1794 г. и работала до 1918 г.
Для составления родословной нам могут пригодиться сведения из переписки руководителей гимназии об испытаниях учеников на аттестат зрелости, ведомости и классные журналы об успеваемости и поведении учащихся и самое главное - личные дела преподавателей и учащихся, в которых обязательно должны быть указаны данные, которые изучает генеалогия: их происхождение, место и время рождения, карьера и т.д.
Данные по женским гимназиям также хранятся в региональных архивах.
В качестве примера приведем Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области
www.arsvo.ru/arkhivy/gaopi/guide/pavlovskaya-zhenskaya-gimnaziya.html
В нем имеется фонд И-82 женской Павловской гимназии, который состоит из личных дел гимназисток.
Кадетские корпуса в губернских городах стали появляться по повелению императора Николая I с 1830-х годов. Их создали для того, чтобы доставить возможность малолетним дворянам различных губерний воспитываться недалеко от их семей. «Кадет» по-французски означает «малолетний».
Очень большое место в учебном процессе занимала подготовка к военной службе. Это предопределило следующие особенности обучения:
- совмещение общего образования со специальным (военным);
- обучение в одних классах детей и юношей разных возрастов от 10 до 20 лет; - повышенная требовательность к строевой подготовке в ущерб классным занятиям.
Однако в конце 19 века дворяне в кадетских корпусах, помимо военного, получали прекрасное общее образование, обучались танцам и светскому обхождению.
Сведения о кадетах, их предках и одноклассниках можно найти в Российском государственном военно-историческом архиве в Москве www.rusarchives.ru/guide/rgvia/fvy_5.shtml в фондах различных кадетских корпусов.
Военное образование в России можно было получить в офицерских школах, в гарнизонных школах кантонистов, в военных (юнкерских) училищах, в Академии генерального штаба. Ищите личные дела ваших предков в фондах этих учебных заведений, которые хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве.
Сведения о военных училищах можно почерпнуть в книге: Воробьева А.Ю. Российские юнкера, 1864–1917. История военных училищ.
lib.rus.ec/b/226783/read
Высшими учебными заведениями для дворян являлись университеты. В их фондах хранится множество личных дел студентов, в которых иногда имеются фотографии наших предков.
Низшее и среднее образование дети священнослужителей получали в духовных училищах и семинариях. Например,
www.opentextnn.ru/archives/nn/afnn/gano/dorev/opisi/fond570/op.555/?id=2028 Государственный архив Нижегородской области
Нижегородская духовная семинария, г. Н.Новгород. Ф. 567. 1798-1917 гг.
Нижегородское духовное училище, г. Н.Новгород. Ф. 1771. 1860-1915 гг.
Арзамасское духовное училище, г. Арзамас. Ф. 1791. 1864-1915 гг.
Лысковское духовное уч-ще, с. Лысково Макарьевского у. Ф. 1676.1853-1915
Нижегородское епархиальное женское училище, г. Н.Новгород. Ф. 526. 1874-1918.
Высшее образование получали в духовных академиях:
- Московская (ЦИАМ, ф. 229, 9929 ед. хр., 1802 –1811, 1914 –1921),
- Санкт-Петербургская,
- Киевская,
- Минская,
- Казанская
Средними специальными учебными заведениями в России являлись реальные училища. Они развились из реальных классов при других учебных заведениях для "временного преподавания технических наук". В 1864 г. был утвержден устав реальных гимназий, которые в 1871 г. были переименованы в реальные училища. Учебные программы были больше сориентированы на технические предметы и естественные науки.
В качестве примера приведем фонд № 253 Тульского реального училища Государственного архива Тульской области.
Училище действовало в 1870-1918 гг. В фонде хранятся такие полезные для составления семейной летописи документы как:
- годовые отчеты о деятельности и состоянии училища,
- ведомости об успеваемости,
- контрольные работы учащихся,
- свидетельства об окончании училища,
- формулярные списки и личные дела преподавателей,
- списки учеников.
Другим видом средних специальных учебных заведений являлись всесословные коммерческие училища, возникшие в связи с большой потребностью в специалистах по бухгалтерскому делу. Училища были как государственные, так и частные.
Училища эти пользовались большой популярностью у горожан.
В Государственном архиве Тамбовской области имеется фонд 124 Козловского коммерческого училища, которое работало в 1897 – 1918 гг.
Ученики в течение семи лет получали в нем общее и коммерческое образование.
Для составления родословной и поиска родственников можно использовать следующие документы фонда:
- материалы о присуждении учащимся стипендии им. Ознобишина,
- стипендии, присуждаемые городской думой,
- списки учащихся и преподавателей
- личные дела учащихся
- формулярные списки о службе преподавателей,
- личные дела преподавателей.
В 19 – начале 20 вв., по мере развития экономики России, все больше возрастала потребность в высокопрофессиональных специалистах в тех или иных отраслях экономики. Поэтому появились такие высшие учебные заведения (некоторые из них назывались училища), как:
- Технологический институт,
- Строительное училище,
- Земледельческий институт,
- Межевой институт,
- Институт инженеров путей сообщения,
- Лесной институт,
- Практический политехнический институт,
- Горный институт,
- Практическая коммерческая академия,
- Техническое училище,
- Академия художеств и другие.
В них могли поступать представители разных сословий, в том числе духовенство.
Например, в фонде Императорской медико-хирургическая академии Министерства внутренних дел Российской империи (хранится в Центральном историческом архиве Москвы, ф. 433, 1808 –1845 гг.) имеются данные о принятии воспитанников Московского воспитательного дома и семинарий в число студентов академии.
Фонд 677 «Рисовальная школа в отношении к искусствам и ремеслам» / Строгановское училище технического рисования» хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства. Учебное заведение существовало в 1844-1919 гг. В него могли поступать крестьяне, что видно из личных дел студентов, список которых по алфавиту фамилий представлен на сайте архива (опись 3) www.rgali.ru/object/200284540/H_70518397?lc=ru
Начальное и среднее женское образование в России для представителей всех сословий, кроме дворянства, представлено женскими епархиальными училищами и женскими профессиональными училищами, например, коммерческими.
Пример:
Национальный архив Республики Татарстан
Казанское частное женское коммерческое училище Эккерта. Фонд: 347. 1913 – 1918 гг. При училище имелось профессиональное отделение, на котором обучались сапожному ремеслу, кройке и шитью.
Для построения генеалогического древа представляют интерес документы о назначении ученикам пособий и освобождения их от платы за обучение.
Сайт об истории училища создан внучкой выпускницы училища museum-reu.narod.ru на основании архивных материалов.
Институты благородных девиц, ведущие начало от Смольного, «по ведомству императрицы» собирали, с одной стороны, дочерей из дворянских семей, а с другой – девочек из так называемых разночинных фамилий, отличившихся в учёбе в обычных гимназиях или обнаруживших при экзамене - собеседовании наилучшее развитие…
Пример:
Национальный архив Республики Татарстан. Ф.80, ед.хр.3359, 1705,1774, 1823 -1918 гг.
Открыт в 1841 г. для обучения дочерей потомственных и личных дворян и купцов, с 1862 г. - в составе 7 классов, с 1911 г. - в составе 8 классов. В 1918 г. преобразован в казанскую школу I ступени № 27.
Имеются отчеты и докладные о поведении воспитанниц, ведомости об успеваемости воспитанниц.
В конце 19 – начале 20 веков женщины в России не имели права получать высшее образование. Но потребность в этом была очень высока, поэтому возникли своеобразные учебные заведения для женщин – высшие курсы с университетской программой. Преподавали на них лучшие ученые того времени.
Были открыты курсы:
-Владимирские
-Бестужевские
-Лубянские
-В.И. Герье
-Казанские
-Киевские.
Фонд курсов Герье хранится в Центральном историческом архиве Москвы (фонд 363. 1900- 1918 гг.). В описи 3 имеются списки слушательниц курсов по учебным годам, а в описи 4 - личные дела слушательниц всех факультетов курсов в алфавитном порядке, что облегчает поиск по фамилии. В описи 5 собраны личные дела лиц мужского пола, учившиеся на курсах, а также экстернов и соискателей на получение звания учителя средних учебных заведений в государственной испытательной комиссии при курсах (1914 - 1920 гг.) также по алфавиту фамилий.
Нина Шелкова
«Я как раз в тупике: нужны сведения о школе, где училась девочка-дворянка-немка в 1901-1906 в Москве, жила в Немецкой слободе на Аптекарском переулке».
Ответ: Возможно, в училище при лютеранской церкви Св. Михаила в Москве (ЦИАМ).
Ольга Близниченко
Здравствуйте! Мой пра-прадед - Анушин Николай и в Национальном архиве республики Карелия нашла такую информацию: "Первое квалифицированное обследование гематитовых руд «Туломозерской дачи» было проведено по указанию начальника Олонецких горных заводов полковника Адама Армстронга в период с 24 августа по 12 сентября 1838 года офицерами корпуса горных инженеров поручиком Комаровым Н. и шихтмейстером 13-го класса Анушиным Н." (Национальный архив РК. Ф. 37, оп. 64, д. 7 и Ф. 37, оп. 64, д. 33.). Похоже, что у него было получено какое-то горное образование. В каких архивах можно найти эту информацию.
Ответ: Институт корпуса горных инженеров был основан 1 января 1834 года в Санкт-Петербурге. Впоследствии – Горный институт, в настоящее время – Национальный минерально-сырьевой университет "Горный" www.spmi.ru/node/2692
Садовников Виктор
В 1944году после окончания школы моя мама Мазаева Татьяна Васильевна подала документы в кораблестроительный институт в г.Ленинграде, но по семейным обстоятельствам не смогла поехать учиться, поэтому поступила по копии аттестата в ближайшем городе Оренбурге в мединститут, закончила его и почти 50 лет проработала хирургом. Конечно, хотелось бы его хоть увидеть, тем более Аттестат отличный, дающий право поступать в любой вуз без экзаменов это еще и мотивация для сегодняшних правнуков. Правнучка Ярослава , 8 кл.,сейчас готовит работу "Разные поколения -разное образование" (золотая медаль была учреждена годом позже). Получается, что документы об образовании предков сохранились в седьмом "колене". Ей очень интересно найти, помогите , пожалуйста, подскажите где искать.
Бабушка Жигалова Надежда Петровна ранее, в 1915году окончила "курс обучения в Омской Соловецкой железнодорожной одноклассной церковно-приходской школе . г.Омск, 1915 года мая 13 дня" ничего не удалось найти Помогите, пожалуйста,
В семейном архиве хранится Свидетельство об окончании моей бабушкой в 1919г.Атаманского женского высшего начального училища ст.Омск Семипалатинский тракт, Искали в архивах.., но не нашли даже упоминания об этом училище. Но документ-то имеется???!!! где и как можно узнать ?
Ищу информацию о своих родственниках. 1. Малаховские Валерия Васильевна и Александра Васильевна (1890г.рожд). Закончили Могилевскую гимназию. 2. Ушаков Николай Николаевич (1890 г. рожд.) учился в пром. училище для осиротевших дворян, родом или Новгород, или Петроград 3. Щетинский Дмитрий Иосифович, видимо офицер, т.к. был в эмиграции и попал в списки историка Волкова в "Белом движении"
Кобыльников Федор Алексеевич был репрессирован в 1937 году г. Кыштым Челябинской области. Отвечал за строительство учебных учреждений в г. Кыштыме
Серафимов Федор село Малая Малышевка Самарской области Кинельского района Был репрессирован в конце 20 -х годов
Ищу информацию о Гонтарь Иван Петрович. Донецкая обл. Был репрессирован. Даты жизни 1879-1957
Ищу информацию о прадедушке Амелехин Дмитрий Николаевич. Проживал в калужской обл. до войны. В 1942 году погиб. И информацию о его предках
Я ищу данные о своем дедушке Чередниченко Петре Ивановиче 1901г , родившегося в Харьковской губернии
Его родной брат Чередниченко Михаил Иванович1913г. учился в городе Одесса, у меня сохранился его диплом на звание Капитана малого плавания, выданный24 октября1956г.
Ищу данные о бабушке Вере Александровне Сомовой, окончившей институт благородных девиц или что-то в этом роде в Санкт-Петербурге в 1916 году
Мой дед, Добролюбов Иван Иванович (сменил фамилию с Попырайко), в период после гражданской войны учительствовал на востоке Оренбургской губернии. Я встречала людей, которые учились у него. Но нигде не могу найти даже упоминания о нём. Может быть я неправильно веду поиск?
Важдаев Михаил Иванович
Уважаемые участники вебинаров и пользователи Familyspace!
Ваши вопросы по поиску корней лучше задать в группе Генеалогия - обмен опытом, пройдя по ссылке
www.familyspace.ru/groups/g_9099736
Как найти родственников в Чебоксарах?
Людмила,
Вы ищете ныне живущих родственников или предков?
Если ныне живущих, то воспользуйтесь интернетом, просмотрите сайты Одноклассники или ВКонтакте, Жди меня.
Если Вы ищете предков, то обратитесь с запросами в органы ЗАГС.
Уважаемая Дарья! Предлагаю тему для очередного вебинара: "Поиск в интернет-фондах РГИА". Все мои попытки освоить поисковик РГИА безуспешны. Георгафический, тематический, фамильный... Тематический - вообще тёмный лес. Пример: мне нужен послужной список деда, упоминаемого в общероссийском адрес-календаре. Дед работает в Оребурге инспектором по прямым налогам, награждён Станиславом 2-й степени. По какой теме его искать? По фамилии его нет в архиве РГИА, по географическому поиску - Оренбургской налоговой службе - тоже, в Министерстве финансов - нет. Желаю успеха. Н.Шелкова
Нина, я согласна, поисковик РГИА вызывает массу затруднений. Попробуем разобраться. Спасибо за тему!
Уважаемые участники вебинаров!
Приглашаю всех принять участие в группе "Генеалогия - обмен опытом" www.familyspace.ru/groups/g_9099736. В группе можно задавать вопросы, рассказывать о своей работе. Присоединяйтесь!
Как можно поискать своих предков если они находились на государственной службе?
Евгений, это вопрос или тема для вебинара?
Отличная тема, надо сказать!
Галина Овчар.Хочу предложить тему вебинара - О казаках - Запорожских,Терских,Донских и др.Они в те времена ,да и сейчас несут воинскую службу.Особенности их службы,жизни и др.
Галина, спасибо за идею! Обязательно сделаем такой вебинар.
Мои новости :
ЯК УКРАЇНА ДО ЕВРОПИ ХОДИЛА І ЩО З ЦЬОГО ВИЙШЛО.....
Интересно в интернете, 21 августа 2012 ЯК КОММУНІСТИ В УКРАЇНЕ БУДУЮТЬ - КАПІТАЛІЗМ... Читать полностью: h.ua/stories/303282/#ixzz24SwAAec5
Мой дед Штунь Иван Николаевич приехал в Казаннь из фамильного хутора Штунь в Польше. Меня интересует кто остался из его родствеников.
Валерий,
на странице вебинара 6 "Архивы Зарубежья" есть раздел под названием "Содержание вебинара" и в нем активная ссылка "Показать все содержание вебинара". Есть также презентация вебинара. В этих разделах Вы найдете часть "Архивы Польши", где указаны интрентет-адреса. Попробуйте обратиться на сайт Архивы Польши.
Скажите пожалуйста,если архивы пропали во время войны или нет возможности установить даже фамилию матери по отцу,т.к.она при моей жизни была замужем за другим человеком?Все старшие родственники давно умерли и спросить не у кого...Марина Ветцо
Марина,
Вам нужно запросить в архиве ЗАГС сведения из актовой записи о браке Вашей "матери по отцу". Там должны быть указаны другие ее фамилии и даже девичья.
Для получения этих сведений Вам необходимо подтвердить родство.
Просмотрите 1-й и 2-й вебинары, где подробно рассказано о том, как начать генеалогический поиск.
Здравствуйте ! Скажите пожалуйста где искать о школах ( отец закончил 4 класса ) в Крыму .Он родился в 1906 году . И второй вопрос - о школах г. Канев Украина .Мама закончила 7 классов в г Канев , она 1909 года рождения.
Григорий,
город Канев относится к Черкасской области, соответственно, необходимо послать запрос в Государственный архив Черкасской области (об архивах Украины я рассказывала в вебинаре 6 "Архивы зарубежья").
Что касается Крыма, то и в Республике Крым имеется свой архив, нужно писать туда.
www.daark.org.ua
Прошу прощения, не сориентируюсь в новой версии сайта, куда правильно обратиться за советом.
Дарья и уважаемые коллеги, подскажите как быть в следующей ситуации.
___ Давно пытаюсь найти описание подвига прадеда, в связи с которым он получил Орден им.Ленина. Известен даже номер ордена. Однако, ни в каких базах данных прадед не значится. (подвиг народа -- вообще самое скромное, что только можно представить). Нашел как-то список награжденных по номерам. Номер ордена прадеда в том списке был пропущен.
___ А недавно пришел ответ из Гос.архива РФ. Сказали, что у них такие не значатся. И порекомендовали обратиться "по месту награждения". А ЧТО ЭТО ЗА МЕСТО?! о_0 Что называется, корректно послали в эротическое пешее путешествие.
___ Что делать? Может ли так быть, что по каким-то причинам прадед был засекречен, поэтому сейчас нигде официально не числиться? Где нужно искать дальше.
Заранее спасибо всем, кто откликнется.
P.S. "Обд-мемориал" и "Подвиг народа" уже неоднократно проверял.
Виктор,
в вебинаре 4 "Как искать тех, кто воевал" есть раздел о наградах - различные сайты и пр.
Выход, наверное, один: запрос в ЦАМО и РГВА.
Дарья, я бы хотел получить описание подвига (хотя бы приблизительное). В каких документах это может содержаться? Только в наградном листе или где-то еще?
P.S. Спасибо за совет.
Виктор,
насколько я знаю, наградные листы составлялись на основе донесений и представлений из части, где служил человек. Такие донесения составлялись ежедневно по результатам боев - чаще всего политруками. Эти донесения, как и все остальные сведения и подразделении, должны были храниться и передаваться затем в архив Министерства обороны. Также о награждении печатали сообщения в прессе - как в армейской, так и в центральной, иногда с описанием подвига. Иногда эти сведения попадали в истории воинских соединений, которые писали в частях или уже позднее, в мирное время.
Спасибо за подробный ответ! Будем искать дальше. :)
здравствуйте! очень хочется узнать ответы на вопросы, которые были заданы несколько раз еще в мае?
Татьяна, я ответила на Ваши вопросы в разделе "Консультации по генеалогии", поскольку в видеоформате ответить на них было трудно.
arc.familyspace.ru/consult/paid
Дарья! "Тема старых фотографий", о чем именно она будет? Это что-то вроде того, когда выкладывают фото и просят специалистов определить что на нем изображено (социальный статус людей, чин, год и прочее) ???
Виктор,
это самые распространенные вопросы по фотографиям. Поэтому, конечно, говорить буду об этом. Если у Вас есть еще предложения, то готова их обсудить.
Виктор, спасибо! Это важная тема, обязательно сделаю по ней вебинар. Пока что начала работать по теме старых фотографий. Требуется большая подготовительная работа, поэтому анонса не делаю - не знаю точной даты. Кроме того, нужно подготовить возможность задавать вопросы с приложением фотографий - над этим сейчас работает наша техническая команда.
Дарья, здравствуйте!
Предлагаю один из вебинаров посвятить изучению еврейских корней.
P.S. Как известно, страна у нас многонациональная, а евреев ищут у всех (и у Ленина, и Путина...).
У меня лично все знакомые говорят, что есть евреи. :)
Однако, до шестого поколения никого не нашел. Вдруг я не правильно искал...
Встречал много интересных ресурсов (баз данных и пр.) посвященных именно еврейской генеалогии и поиску еврейских родственников. Поэтому о чем говорить -- думаю хватит на целый вебинар.
Да, поддерживаю Виктора! Это было бы интересно и нужно!
здравствуйте, кот мне может ответить, почему в теме ,, дерево,, не загружаются фото, я уже 2 дня пытаюсь загрузить, а фото не загружается
Уважаемые пользователи, предлагайте темы для вебинаров!
Здравствуйте, Дарья! У меня вопрос такой: удастся ли найти мне родственников(в частности, дядю и мужа тёти) расстрелянных в 1937 году, если мне о них известно только фамилии, имя,отчество, примерный год рождения, и примерное место ареста. Более подробных сведений не имею, так как родители уже умерли, родственников старшего поколения уже нет, семьи расстрелянных затерялись на просторах СССР в то тревожное время, не оставив о себе никаких сведений, где они... Честно сказать, у меня очень мало надежды на успех поиска... Интересно Ваше мнение, как специалиста. С уважением Ирина Семеновна Тезикова.
Здравствуйте Дарья. Тема: Первая мировая война .Служившие накануне войны на территории Польши, воевавшие и погибшие на территории Польши,в плену от болезней,и убитые.
Ответ Ирине Тезиковой.
Ирина, отвечаю Вам в группе: www.familyspace.ru/groups/g_9099736
Альберт, а какая тема вебинара была бы Вам интересна? Участники вебинаров просили провести "экскурсию" по сайтам архивов, чтобы научиться добывать информацию. Может быть, устроить такой вебинар?
С уважением,
Дарья
Здравствуйте.
Да, с удовольствием бы поучаствовал в экскурсии. :)
Вот еще несколько тем, которые могу предложить:
* Дерево. Систематизация данных, построение/ ведение дерева, какие данные вносить, как быть с конфиденциальностью, как организовать семейный архив...
* Familyspace (ФС). Экскурсия по ФС, построение дерева, перенос дерева, поиск по ФС, приглашение родственников...
* Старые фотографии. Что можно узнать со старых фотографий/портретов, где искать фотографии...
Альберт, спасибо!
Здравствуйте. Я живу в Латвии. Меня зовут Аусма. Мне 50 лет. Я уже создала свое родословное древо. Но вот подробных сведений о предках у меня нет. О предках из Латвии я узнала из Исторического архива Латвии г. Рига. Там есть бесплатный сайт архива - метрические книги, записи о смерти и бракосочетании. А есть ли такой сайт в Мордовии? Мои русские предки из Мордовии с. Атяшево.
Мои поздравления по поводу перехода на новый дизайн.
Сегодня также маленький юбилей. Месяц после последнего вебинара :)
Когда планируется следующий?
Запись уже доступна - www.youtube.com/watch?v=nFdRLRtRv-A
Да, я тоже жду запись, так как не смог поучаствовать.
Все записи есть и эта будет.
Также поддерживаю желание заранее знать не только тему, но и время следующего вебината (хотя бы дна за 3-4). В таком случаи можно и на каком форуме оставить, может, кому будет интересно.
Доброй ночи! А будет ли пропущенный мною последний семинар в записи? Очень хочется посмотреть. И ещё у меня есть большая просьба-нельзя ли объявлять тему следующего вебинара заранее, чтобы можно было подготовить вопросы?
Елена, 29ого вебинара не было. Был 20ого, а следующий ждем +- 4ого июля.
Сегодня, 29 июня, очередной вебинар, в прямом эфире, который я не могу найти, на Вашем сайте, чтобы написать вопрос и место для вопроса не могу найти. Ради этого зарегистрировалась на этом сайте. Что делать? Вебинар уже начался...
ищу своего отца Луценко Алексея Спиридоновича краснодарский край 1939г.р. а также Тюрина А ндрея Николаевича из Адлера прмерно1960г.р. или 1961
У меня ещё один вопрос- В именном фонде Депариамента общих дел за 1912г. я нашла прошение от Овчар Ивана, а на нем приписка сын казака 1 Кизляро-Гребенского полка,Я думаю,что это мой дедушка,потому что-то за 2 мес до прошения родился мой папа.В Любаре на могиле предка вверху на кресте орел как на знамени этого полка. В центре овальная лепка-мы думали лицо,а это значок казака, внизу две палки накрест.Где можно найти списки этого войска и где он квартировал,состав семьи.Галина Овчар. Спасибо.
Галина,
ответ на Ваш вопрос Вы найдете в группе "Генеалогия - обмен опытом" www.familyspace.ru/groups/g_9099736
Даша и Алексей здравствуйте,так получилось,что я не смогла быть на 7 вебинаре.Мой предок Овчар Василий по ревизской сказке 1799г. жил в Любаре. Волынская губерния.Я в реестре за 1649г В Потоцкой сотне Чигиринского полка нашла Овчар Иване,в Мощенской сотне Черкасского полка Овчар Илко Запорожского войска.Подскажите, пожалкйста, я могу узнать где они жили и их состав семьи.Овчар Галина
Кто нибудь обьясните,как зарегистрировать свою страничку и заполнить анкету. Все что я знаю о своих дедах по колению качуриных,это то что моего деда звали Андрей Евграфович с 1911года рождение.Продеда звали Евграф остальную информацию незнаю.
Елена, Вы уже зарегистрированы. Теперь начните строить древо (есть специальный раздел "Дерево"). О том, как собирать материалы, рассказано в вебинарах № 1 и 2.
Здравствуйте! К сожалению, не смогла попасть на вебинар по техническим причинам... У меня такой вопрос... Мне стало известно, что мой предок (прапрабабка или прапрадед) - учитель Солецкой учительской семинарии.
Я нашла, что Сольцы - это город Порховского уезда Псковской губернии. Сейчас Сольцы принадлежат Новгородской губернии.
Где мне искать информацию об учительском составе Солецкой Учительской Семинарии на конец 19 века (приблизительно 1887-1889гг.)? Меня интересует фамилия Мавродиади.
Извините, что с опозданием задаю вопрос...
Спасибо!
Ирина,
ответила Вам в группе www.familyspace.ru/groups/g_9099736
Молокова Лия 20.06.12
Мой отец Молоков Михаил Иванович в 1935 году закончил Высшую комм. с/х (так в документе) школу им Ленина - г. Свердловск. В интернете не смогла найти это учебное заведение. Меня интересует, какой период своей жизни он учился в школе, какую он получил специальность и что обозначает сокращенное слово "комм." - коммерческая или коммунистическая?
Лия,
школа была коммунистическая. Такие высшие коммунистические сельскохозяйственные школы имелись во многих городах СССР в начале 1930-х годов. Готовили руководящих работников для колхозов, совхозов, МТС и районных партийных и советских работников. Т.е. это был род высшего учебного заведения.
По положению24 мая 1870 г. (Высочайшее повеление 20 июня 1883 г.) в Тифлисе действовало женское учебное заведение Св.Нины с правами семиклассных женских гимназий. При этом заведении был и дополнительный 8 класс, окончив который ,выпускницы получали право на звание домашней учительницы и получали соответствующее свидетельство. Так что в гимназиях для девушек образование было 7-8 летним. На обучение принимали в возрасте 9-10 лет.
Вебинар уже заканчивается,а я так и не попала на него.Очень жаль!Буду конечно ждать записи,но,как говорят,"хороша ложка к обеду".
спасибо
Да, пока не много, но поделюсь обязательно.
Спасибо, очень приятно общаться.
Где мог учиться человек - если начал работать - лесным кондуктором. Жил в Белозерске.
Можно уточнить - сколько лет учились
в семинарии,
в гимназии,
в училищах,
в университете.
в кадетском корпусе.
УТочнение
Уточнение к вопросу:
Спенглер Александра Федоровна (1890–?) – математик.
Преподаватель математики Харьковского коммерческого училища Холодногорского общества просвещения (1916). Ассистент кафедры высшей математики (1923), преподаватель математики, механики Харьковского технологического института, а также рабочего факультета при ХТИ в 1917–1928 гг. Одновременно – Харьковского художественного техникума (1924). [1, 31, 47-50, 134]
Избр. библиогр.: "Интегрирование рациональных функций" (Харьков, 1961).
Спенглер Николай Федорович (1887–?) – инженер путей сообщения.
Инженер службы ЮЖД. Ассистент, преподаватель математики Харьковского технологического института с 1915 года. Проводил практические занятия по аналитической геометрии (1917). Преподавал на рабочем факультете при ХТИ (1924). Читал курсы лекций по высшей математике, анализу. Действительный член научно-исследовательской кафедры математики при Харьковском институте народного образования (1927).
А в институте инженеров путей сообщений готовили гражданских или военных?
Этот институт был в Питере или Москве?
Где можно найти информацию о преподавателях Харьковского института Спенглер ( у них есть учебники, вышедшие в 1923 г по математике и механике)? И какую информацию можно найти?
а миссионерские курсы к чему относились?
Есть ссылки даже 2,а попасть на вебинар НЕ МОГУ.хоть и очень хочется.
Ок, возможно 2 окна открыто, если эхо
Извиняюсь, эхо моя проблема. всё отлично!
Интересует присхождение и этимология фамилии Батыжин (в начале 19 века изначальный вариант написания Батыжонков или Батышенков). Это мои предки, жили в Симбирской губернии в Алатырском уезде, селе Красногорская слобода. Поместье Салтыковых-Мятлевых.
Спасибо. Евгений Батыжин, г. Чебоксары
Эхо в звуке у меня(повтор)
Видно и слышно
Все видно и слышно хорошо.
Здравствуйте!
где можно найти списки учащихся кадетских школ Казани, могли ли они сохраниться где-то . если говорят, что в национальном архиве РТ их нет. у меня есть фотография мальчика в форме кадета 1909г подписана Семенов Михаил, как мне узнать о его родственниках и нем самом?
Начинаем через минуту
Добрый вечер Дарья и Алексей! Скажите, пожалуйста, где можно найти данные о получении аттестата на звание учителя средней школы, кто и на основании чего их выдавал в 1938 году?
Здравствуйте! Уважаемые Дарья и Алексей! Как мне найти информацию по отцовой линии? Моя пра прабабушка Домна Прокофьевна Шестокова привезла из под Витебска в Москву Александра Родионовича Ложечкина и Нину Родионовну Ложечкину . Родион Ложечкин служил на ЖД в хорошем чине, но погиб при неизвестных обстоятельствах и затем жена его Евдокия Ложечкина (Шестокова)
Добрый день!
Моя прабабушка 1898 года рождения, крестьянского происхождения, приехала в юности в Москву, работала на какой-то фабрике, а параллельно окончила три класса вечерней школы для взрослых (наверное, в рамках программы обучения грамоте). Есть ли где-нибудь списки учеников этих школ. и есть ли в каких-либо фондах картотеки с анкетами (хочется что-нибудь узнать о ее родителях). Заранее спасибо.
Предложение к руководителям сайта! Объвления по поиску располагать в алфавитном порядке, для удобства посетителям сайта, чтобы не листать весь архив. С уважением , Рита Николаевна.
Да,забыла! Где поискать ответы на вопросы предидущих вебинаров? Может быть Вы мне ответили хоть на один,а я не могу их найти.
Здравствуйте! По причине ремонта, пропустила последние 2 семинара,надеюсь,сегодня всё сложится удачно.Моя бабушка по отцовской линии была очень грамотным по тем временам человеком,окончив церковно-приходскую школу.Мы с сестрой так и помним её с книжкой. Она очень много читала и знала.А какая разсказчица была!Сказки; "Аленький цветочек", "Сивка - Бурка" и др. Я ,почти наизусть, выучила по её рассказам.Я,думаю, она училась в церковной школе деревни Ивановка,что в 40 км. от г.Бишкека в Кигизии но осталось ли что-нибудь из документации;Дедушка ,наверное тоже там учился.Дедушка Никулин Георгий Варфаломеевич, бабушка Курлова Матрёна Ивановна 1892 или 94 г. рождения.Дед чють постарше. Со стороны матери дед был грамотным,а бабушка совсем безграмотна.Родились и жили в селе Пищане Золотоношского р-на Черкасской обл.Лебидь Иван Степанович и Исаенко Прасковья Васильевна 1892 г.р.Где искать документы об образовании этих людей?Ведь церковь в Ивановке была раззорена в 30 годы.А в Пищане сейчас церковь есть,а что было в начале 20 века не знаю.
Добрый вечер! Надеюсь, Вы расскажете о церковно-приходских школах, где может быть информация об учениках этих школ? А также интересно было бы узнать об учебе своих родителей в советских школах в 1930-х годах. Куда и как можно делать запросы? Что можно узнать из соответствующих архивов?
Здравствуйте, Где мне раздобыть хотя бы кончик ниточки по которой я мог бы что нибудь разузнать а Шарлотте Карловне Бремер, таковая особа указывается в письме пра-пра бабушки моей пра-бабушке урождённой Карлстедт , и можно ли как то получить доступ к Рыцарской книге г.Хельсинки ?! где содержится информация о фамилии Карлстедт фон Карлскроне.
Я уже писала, но ответов не получила. Мой прадед Василий Пашков, ещё в царское время, был сослан с семьёй в Киргизию, в г. Пишпек ( ныне Бишкек). Прибыл Василий Пашков с Реки Маныч, это приток Дона. Было у него 6 или 7 детей. Я розыскала только четверых, это Пётр Васильевич ( мой дедушка) Дмитрий Васильевич, Ефим Васильевич и Константин Васильевич. Каждый из сыновей имел своё дело. Мой дедушка, имел мукомольное производство, у него было 6 работников. В 1922г. при раскулачивании, он с семьёй и братом, бежали в Ташкент, купили дом на ул. Паркенской.
Я хочу узнать, кем был мой пра-дедушка Василий, В каком населённом пункте он проживал, до ссылки, За что сослан, и всё, что связано с семьёй МОИХ Пашковых.
моему деду, Адутову Гарифзяну Ахматзяновичу 22.03.1876 г.р., 31.07.1903 по указу №2934 присвоено звание(должность): имам-хатип мухтасип. я знаю, что он учился в казани. какое уч. заведение он окончил? можно ли это как-то узнать? куда писать?
привожу пример об.грамоты, данной нашему предку. я знаю, что, с каждым восцарением эти грамоты подтверждались. как и где можно с ними ознакомиться? Куда писать? Кроме того, воеводы регулярно отписывались в сенат (МВД того времени), о владетелях тех земель. Если возможность найти эти документы? Вообще-то ваши ответы какие-то обтекаемые, хотелось бы больше конкретизации!
1672 г. генваря 18. - ОБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ,
выданная из Уфимской воеводской избы башкиру Теребердею Алееву с товарищами на жалованную их вотчину на Осинской дороге
в Гайнинской волости.
• Лета 7180 года генваря 18 день бил челом великому государю царю Великому князю Алексею Михайловичу, стольнику и воеводе Ивану Тимофеевичу Кондыреву подал челобитную Уфимскаго уезду, Осинской дороги, Ульвинской волости, Гайна тож, башкирец
• Теребердей Алиев с товарищи, а в челобитной их написано: в прошлом де и в нынешнем 7180году разные люди, приезжая к ним в вотчину, жалованную в 7104 году(1596) предку ево Килейки Акзгильдину с товарищи, состоящую по обе стороны Камы реки, от устья реки Белой Волошки вверх до устья реки Камы со впадающими реками и речками в тое Каму реку с обеих сторон, с одну сторону с Тулвою и впадающими в нее с обеих же сторон рекамиТурпуром, Баясом, Байкетом, Бардою большою и малою, а мелкими Назегушем, Мутавлею и другим впадающим в них речкам и ключам, а в другую сторону Камы реки по рекам Медвежевки, Змеевки, Очере и по другим впадающим в Каму рекам и речкам, а в те реки и речки впадающим в речкам же с вершин гор и до устьев и по другим урочищам, и в той вотчине чинят де им насильства разные люди, чтоб великий государь пожаловал их, велел им дать оберегательную память, чтоб им в той вотчине насильства и налог никто им не чинили.
• И по указу великаго государя и великаго князя Алексея Михайловича стольник и воевода Иван Тимофеевичь Кондырев тою вотчинною, землею и речками, и всякими угодьи, и звериными, и рыбными ловлями и бобровыми гоны велел им, башкирцам, владеть и с т
Могли ли уничтожить документы моей бабушки , Эдды Севериновны Лир, обучающейся в Ленинградской консерватории, в связи с арестом и расстрелом её мужа врача Дидрихсона в 1938 году ?
Здравствуйте!
Мой пра-прадед - Анушин Николай и в Национальном архиве республики Карелия нашла такую информацию:
"Первое квалифицированное обследование гематитовых руд «Туломозерской дачи» было проведено по указанию начальника Олонецких горных заводов полковника Адама Армстронга в период с 24 августа по 12 сентября 1838 года офицерами корпуса горных инженеров поручиком Комаровым Н. и шихтмейстером 13-го класса Анушиным Н. "
(Национальный архив РК. Ф. 37, оп. 64, д. 7 и Ф. 37, оп. 64, д. 33.)
Похоже, что у него было получено какое-то горное образование. В каких архивах можно найти эту информацию.
Спасибо!!!
И ещё раз повторюсь: где искать сведения о миграции мастеровых с одного завода на другой, в каких фондах можно найти эту информацию. Бабушка мне когда-то рассказывала, что их называли "Липецкие",что в конце 19 в. на Александровский завод ( Олонецкие заводы Олонецкой губернии ) её предков привезли с Липецких заводов. Дед мой работал и на Александровском, и на Путиловском заводе. Мне очень интересна эта тема!!!
Посмотрю в в ютубе!!!
Ура!!! Я как раз в тупике: нужны сведения о школе, где училась девочка-дворянка-немка в 1901-1906 в Москве, жила в Немецкой слободе на Аптекарском переулке. У меня вся связь наладилась! Спасибо. Нина Ш.