Вы тоже, будучи беременной, разговаривали со своим животом?
Так начиналось пока еще одностороннее общение с ребенком. После появления новорожденного на свет оно продолжалось вашими песенками, «люлюшечками», приговорками. А затем пришел момент, когда малыш ответил не только улыбкой, но и осознанным взглядом, жестом и, в конце концов, звуком, пусть понятным только вам. Это благодатное время, чтобы в обиходе ребенка появилась новая игрушка – слово.
Сначала собственно слова произносит взрослый, а малыш реагирует, как того требуют правила игры. Да-да! Он уже понимает и принимает первые в своей жизни правила!
Первые игры для малышей со словами обычно начинают опытные бабушки.
Задача ребенка – показать на предмет или произнести звукоподражательное слово. В случае успеха игрока окружающие бурно радуются его успеху, а при затруднениях сами дают правильный ответ.
Со временем малыш наверняка начнет предлагать свой вариант подобной игры, показывая пальчиком на предмет и замирая в ожидании ответного слова-названия. И когда мама неожиданно «перепутает» и наречет мишку… «яблочком» – наградой ей будет сначала недоумение, а потом и радостный смех любимого участника словесной забавы. А ведь это значит, что ваш ребенок уже понимает, что такое шутка! Вот вам и проявление того самого раннего развития, которого так желает любой родитель.
Не забывайте о сказках. Как бывает доволен кроха, когда хорошо знакомая сказка – «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» - вдруг прервет свое привычное течение, и вместо репки дед посадит морковку, а к теремочку прилетит самолет! Постепенно юный слушатель будет придумывать собственные версии того, кто пришел, что принес, и ждать вашей реакции на явное несоответствие эталону.
Чем старше становится малыш, тем большие возможности приобретают игры в слова. После двух лет с ним можно поиграть в «съем – не съем», «летает – не летает», «ходит – не ходит», «говорит – не говорит».
Правила одинаковы. Сначала согласуете знаки – сказать «ам», поднять ручки, потопать ножками или поболтать язычком, если назван предмет, который может выполнить оговариваемое действие – затем начинаете игру. В качестве приза за верный ответ – восхищение мамы.
Используйте серию игр «с продолжением» в разных вариантах:
- узнать предмет по признаку или действию -
«В корзинку сложим все круглое. Я кладу мячик, тарелку, а ты ...»;
«Быстрее меня бегает собака, а быстрее собаки бегает…»;
« Я – высокий, потому что я – дерево, а ты – низкий, потому что ты - …);
- назвать признаки или действия предмета -
«Дом может быть высоким и низким, кирпичным и деревянным, а еще …»;
«Машина едет, пылит, сигналит, …»;
«Я – вода, я замерзаю, а ты – лёд, ты …).
Широкий круг возможностей для развития ребенка дает еще множество игр со словами:
Регулярно затевая с подрастающим малышкой словесные развлечения, вы научитесь придумывать их на ходу. Это ценное умение пригодится вам по пути в садик, в очереди в поликлинику, в дороге или на прогулке с ребенком. Специально отводить время для таких занятий и не требуется – гораздо больше удовольствия и пользы получат оба участника игры, начав ее, когда захочется.