Еще нашими наблюдательными предками было замечено, что развитие мелкой моторики ребенка, а также поглаживание и разминание его пальчиков положительно влияет на формирование речи и умственных способностей. Привычные игры в «Ладушки» и «Сороку-белобоку» сегодня стали нести в себе смысл пальчиковой гимнастики.
Игры для малышей с пальчиками представляют собой инсценировку стишков или забавных историй при помощи рук. В момент подобного проигрывания разных эпизодов увеличивается нагрузка на головной мозг и, вследствие этого, происходит развитие его коры. А так как двигательный и речевой центры располагаются по соседству, то и возбуждение с первого передается на второй и тем самым приводит его в состояние усиленной работоспособности. Ведь недаром все ученые и врачи рекомендуют малоговорящим деткам тренировать свои пальчики.
Также очень важно следующие значения: игры с пальчиками готовят руку к письму, развивают чувство ритма и сосредоточения, а также внимательность и координацию, способствуют формированию добрых и эмоциональных взаимоотношений между малышом и родителями.
Развивать мелкую моторику необходимо еще с младенчества. Обычное поглаживание и массаж пальчиков должны плавно перетекать в различные занятия: катания мячей и шаров разного диаметра, собирание пирамидки, строительство башни из кубиков, а также перекладывание, лепка, шнурование и многое другое.
Принципы пальчиковых игр:
1. Предшествовать игре должна разминка: сгибание и разгибание пальцев рук, разведение и сведение пальчиков,похлопывание и постукивание ладошками, растирание и т.д.
2. Тексты стишков и прибауток необходимо произносить четко и выразительно, применяя паузы, смену ритма и выделения смысловых слов. Это важно для вовлечения малыша в сам процесс занятия.
3. Если крохе что-то не нравится, не стоит его принуждать.
4. При проявлении активности, заинтересованности, самостоятельности нужно похвалить и поощрить ребенка.
Примеры игр и упражнений с пальчиками для малышей:
• Крохе в первые пять месяцев нужно каждый пальчик в отдельности сгибать и разгибать. Упражнение по длительности должно проводиться в течение 2-3 минут.
• Ближе к 8-9 месяцам малышу нужно предоставить больше свободы, пусть он катает шары и мячики, рвет бумагу, перекатывает бусинки.
• В 1,5 года нужно давать более сложные задания. Например, предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы, развязать и связать шнурки на ботиночках и т.д.
• Любой понравившийся стишок маме или малышу можно инсценировать и «переложить на пальцы». Например, к строчкам: «Бабушка очки надела и внучонка разглядела» - нужно сложить большой и указательный пальцы на обеих руках, соединить их и изобразить очки.
• Возможны и упражнения без речевого сопровождения. Имитация птиц, бабочек, зверей, а также цветов и деревьев положительно скажется еще и на развитии воображения.
Не нужно настаивать и торопить малыша, необходимо его заинтересовать и впоследствии поощрять даже за малейший успех. И только тогда подобные занятия станут его увлекать и затягивать, а Вы еще не раз услышите: «Давай поиграем!»