В период со второго по третий месяц ребенок становится все более сосредоточенным. Теперь яркая, привлекательная игрушка может удерживать его зрительное внимание на целых 5 – 6 минут. К тому же, если раньше малыш изучал мир из положения лежа, и только так фиксировал предметы, то теперь он вполне может сосредоточиться даже в тот момент, когда кто-нибудь из взрослых держит его на руках вертикально. Кроме того, малыш уже запомнил свой основной источник питания, не ищет грудь, а открывает ротик при ее приближении.
В этом возрасте малыши становятся очень улыбчивыми: они радостно реагируют на появление мамы, папы и некоторых знакомых взрослых или детей.
Теперь, если вне зоны видимости ребенка раздается какой-нибудь звук, он непременно повернет голову и посмотрит на источник шума. Кроме того, маленький человек активно совершенствует свои коммуникативные навыки: теперь он издает различные звуки все чаще и чаще, и по ним всегда понятно, выражают они одобрение, негодование или попытку общения со старшими.
Родители обычно замечают переход, который малыш совершает от самых простых звуков к более сложным. В это время дети обычно стремятся произносить не один звук, а два: «аы», «гу» и подобные. Это говорит о том, что у ребенка развитие не стоит на месте, причем подразумевается не только речевой аппарат, но и осмысленная деятельность, эмоциональная сфера. Обычно именно пребывание в прекрасном настроении сопровождается протяжными звуками различной тональности, а ведь взрослые тоже любят напевать себе под нос, когда есть настроение!
Малыш все больше и больше начинает любить музыку. Хотя врачи рекомендуют классические, спокойные и мелодичные композиции, отнюдь не каждый ребенок готов их слушать, и некоторые предпочитают более зажигательные мотивы. Можно ставить разную музыку и следить за реакцией, чтобы подобрать те композиции, которые придутся ребенку по душе. Остается только надеяться на то, что его музыкальный вкус совпадет с вашим!
У ребенка активно развивается мимика, и теперь его выражение лица день ото дня становится все более информативным. Родители могут увидеть, как сильно радуется малыш, когда с ним разговаривают, ласково обращаются по имени, берут на руки, рассказывают ему истории, читают различные книжки, одаривают комплиментами.
Ребенок становится все более и более внимательным. Когда его берут на руки и поддерживают вертикально, малыш может долгое время удерживать заинтересованный взгляд на лице человека, который общается с ним, и при этом обязательно реагирует на разговор: или улыбкой, или смехом, или жестикуляцией, или своими разными по тональности и настроению звуками. Такая бурная реакция на общение называется «комплекс оживления». Хотя кроха еще не говорит значимых слов, он уже полноценный собеседник, способный выразить свою точку зрения различными невербальными способами.
Обоняние малыша в это время настолько чутко, что он способен узнавать маму и папу по запаху – даже если ребенок не видит их, но чует носом, он обязательно проявит бурную радостную реакцию.
Наступает период бесконечной череды различных умиляющих моментов: малыш не только смеется вслух, но и может визжать от восторга, если его порадовать, рассеянно улыбается своим мыслям.
К концу этого временного отрезка карапуз сможет фиксировать взгляд не только на неподвижных объектах, но и на предметах, которые вы будете перемещать по дуге на расстоянии 15-ти сантиметров от его лица – он будет поворачивать голову, чтобы не потерять предмет из вида. Кроме этого, теперь его внимание будет фиксировать не только крупные и яркие объекты, но и совсем небольшие вещи.
Несмотря на новые освоенные методы общения, ребенку развитие пока не позволяет отказаться от такого старого проверенного метода привлечения внимания, как плач. Он информативен, и к третьему месяцу родители уже зачастую умеют различать, почему именно ребенок подает сигнал:
1) Голодный плач. Самый резкий, громкий и настойчивый вид плача. Он обычно начинается тихими всхлипываниями, но быстро набирает громкость и мощь и превращается в пронзительный визг. Именно так ребенок оповещает маму, что ему пора перекусить.
2) Сонливый плач. Плач, который сопровождается поворотами головы и потиранием глаз, считается верным признаком того, что малыш утомился и хочет спать. Нужно создать тишину и укачать ребенка.
3) Болевой плач. Когда малыш испытывает дискомфорт, он начинает плакать внезапно, громко, без вступлений, и нередко на поразительно высокой ноте. Обычно такой «сигнал бедствия» вызван болью живота или ушей, двух самых проблемных мест этого периода.
4) Плач из-за внутричерепного давления. Такой плач начинается ежедневно в одно и то же время, обычно вечером.
Успокоить малыша можно легко, просто дав ему соску. В редких случаях можно даже распеленать дитя и дать ему пососать собственный палец – ребенок делал это еще внутри утробы, и такое действие успокоит его. Это очень удобно: палец можно отыскать в любой момент, он не нуждается в кипячении и не выпадет на пол.
Не стоит переживать, если у вашего ребенка развитие по каким-то параметрам еще не дотягивается до описанного варианта. Только в самых редких случаях небольшое отставание может свидетельствовать о проблемах, но врач обязательно вас предупредит об этом. Ребенок – индивидуальность, а значит, и развитие его будет проходить в его собственном темпе. Замечено, что недоношенные дети развиваются с отставанием по сравнению с доношенными. Например, родившийся на седьмом месяце малыш достигнет этого этапа с двух до трех месяцев не через 2, а через 4 месяца.
Пусть в этот период малыш нередко очень утомляет маму, она не высыпается и испытывает хроническую усталость, важно поддерживать вокруг ребенка приятную, позитивную атмосферу – так он будет здоровее, спокойнее и радостнее. Больше информации об этом периоде развития читайте на valio.ru
очень интересно. Я даже не догадывалась, что причину плача можно узнать по его звучанию.