Важнейшую роль в формировании новой личности, несомненно, играет способность к эмоциональным переживаниям, которая проявляется после рождения ребенка. Многочисленные исследования показывают, что первые детские эмоции имеют негативный характер. Это отрицательные переживания, вызванные физиологическими причинами и действием резких для младенца раздражителей: громкие звуки, яркий свет, прикосновение одежды к нежному телу.
В первый год жизни эмоциональное развитие новорожденного включает в себя несколько этапов:
По сути сам момент рождения ребенка рассматривается как эмоциональный стресс. Через крик, плач, двигательную активность проявляются первые эмоции малыша, которые выполняют защитную функцию и сигнализируют о каком-то неблагополучии: голоде, мокрых пеленках, потребности спать. Теперь от внимания и заботы родителей зависит эмоциональное благополучие новорожденного. Удовлетворение физических потребностей малыша будет способствовать быстрому развитию организма, увеличению время бодрствования по сравнению со сном.
Сразу после появления малыша на свет пока еще кратковременный период активности может подсказать родителям, какие внешние и внутренние раздражители влияют на его эмоциональное состояние, что вызывает негативные переживания, а что, наоборот, успокаивает.
День за днем период бодрствования становится все длиннее, а с ним и уменьшается количество отрицательных эмоций ребенка. Однако удовлетворение основных потребностей малыша не формирует у него истинное чувство радости, а только является предпосылкой для его зарождения. Способность переживать радость развивается постепенно, при взаимодействии со взрослыми, которые помимо заботы и любви способны наполнить жизнь новорожденного разнообразными впечатлениями, имеющими большое значение для его эмоционального развития.
На третьей неделе жизни младенца появляется столь долгожданная эмоциональная реакция – он улыбается, реагируя на лаковый голос матери и ее склоненное над ним лицо. В три месяца положительные переживания связаны с так называемым «комплексом оживления», который является проявлением специфической активности ребенка по отношению ко взрослому. В этом возрасте у малыша расширяется круг объектов, вызывающих приятные эмоции.
Начиная с четырех месяцев ощущение радости становится более ярким и сохраняется продолжительное время. Ребенок может громко смеяться, особенно, когда родители играют с ним, приподнимая или опуская его, приближая или отдаляя его от своего лица. Большую радость в этот период доставляют манипуляции с игрушкой, возможность схватить ее, пощупать, покусать.
В шесть месяцев у ребенка все сильнее проявляется интерес к внешнему миру. Новые, незнакомые вещи побуждают его к совершению повторных и цепных действий, активному исследованию объекта, что является первой ступенью познавательной активности.
Если у малыша не получается взаимодействовать с интересующим его предметом, он переживает негативные эмоции. Когда действие получается, ребенок испытывает интенсивные положительные эмоции. Те действия, которые вызывают приятные переживания, он пытается повторить.
С восьми месяцев у малыша может возникать чувство страха при появлении посторонних, которое при внимательном и чутком отношении проходит к 1-1,5 годам. Способность к манипуляциям с предметами приводит к тому, что в этот период ребенок может намеренно адресовать отрицательные эмоции конкретному человеку.
Таким образом, развитие эмоций в раннем возрасте связано с получением впечатлений и взаимодействием со взрослыми. Формирование сложных эмоций у малыша обусловлено развитием у него новых потребностей в общении и способов их реализации.
А чтобы малыш активно развивался, ему нужно хорошо отдыхать. Здесь вы найдете детские и не только кровати для крепкого сна.