Категории

Семейные вопросы
  • Любовь и семья
  • Отдых
  • Здоровье и красота
  • Карьера и образование
  • Домашние питомцы
  • Дом и быт
  • Хобби и досуг
  • Дети, беременность и роды
Общие
  • FamilySpace
  • Фамилии
  • Землячества
  • Генеалогия
  • Разное

Рекомендуемые группы

  • С романтикой в сердце
  • Вебинар по старым фотографиям
  • Генеалогия - обмен опытом
  • Вебинары от FamilySpace

Древнеегипетская кухня. Рецепты от фараонов! час3.

Статья опубликована 6 октября 2012

Но, вернемся в Древний Египет.

Мука у египтян была трех видов: ячменная — «ит», из полбы — «бедет» и пшеничная — «сут». Богачи хранили свои запасы зерна поблизости от дома или на крыше.

Очищенное от сора зерно передавали особой группе людей, в которой было больше женщин, чем мужчин. В каменную ступу засыпали порцию зерна. Двое или трое крепких парней молотили его тяжелыми пестами. Просеивальщицы, получив от них размолоченное зерно, отделяли мякину для скота, а остальное шло на размол.

Египетская мельница представляла собой колоду с двумя отделениями, верхним и нижним. Мельник, согнувшись вдвое, двигал взад и вперед тяжелый камень по зернам в верхнем отделении, ссыпая муку в нижнее отделение. Затем муку просеивали, и все повторялось сначала, пока мука не достигала нужной степени помола. Процесс сопровождался пением рабочих: «Да ниспошлют все боги этой земли моему хозяину силу и здоровье!»

Муки готовили ровно столько, сколько необходимо было на дневную выпечку. Над очагом расставляли конические формы таким образом, чтобы пламя лизало их изнутри. Огонь раздували веером. Когда формы достаточно прогревались, их переворачивали, устанавливали на доску с круглыми отверстиями и наполняли тестом, замешанным на дрожжах или опаре. Затем формы закрывали и ставили на очаг.

Когда хлебы испекались, их извлекали из форм, тут же пересчитывали и записывали результат, ибо счет всего вокруг был любимым занятием египтян. После этого полные корзины хлеба относились хозяину. Описанный способ выпечки хлеба был распространен в период Древнего царства.

Позднее, в эпоху Нового царства (1580 — 1085 гг. до н. э.) способ оставался прежним, но появились печи, где можно было выпекать одновременно много хлебов.

Заканчивая разговор о продуктах питания, посмотрим; что пили жители Египта. Их национальным напитком было пиво. Его пили везде — Дома, в поле, на кораблях, в харчевнях. Пиво готовили из ячменя либо из пшеницы с финиками. Использовались формы, похожие на формы для выпечки хлеба, только больших размеров, а также корзины и глиняные кувшины и тазы.

Сначала выпекали хлебы. Вокруг печи расставляли пирамиды форм, как в пекарне. Одновременно замешивали особое тесто, которое называлось «уаджет» — «свежее». Его заливали в нагретые формы и держали в них до того момента, когда хлебы покрывались золотистой корочкой. Надо было следить, чтобы в середине они оставались сырыми.

Эти недопеченные хлебы крошили в большом тазу и заливали сладким соком фиников. Полученную массу перемешивали и фильтровали. Вскоре жидкость начинала бродить. Ее разливали по кувшинам, накрывали тарелочками и запечатывали гипсом.

Перед употреблением пиво переливали в кружки объемом от одного литра до двух. Любители пива пили его из каменных, фаянсовых или металлических чаш.

Усопшему фараону, согласно надписям в его гробнице, обещали хлеб, который не зачерствеет, и пиво, которое не закиснет.

Не менее любимо египтянами было и вино. Торговля вином процветала. В одном из документов времен фараона Рамзеса II упоминается прибытие трех судов с 1500 кувшинами вина, 50 кувшинами напитка «шедех» и 50 кувшинами напитка «наур». Есть основания считать, что первый был из граната, а второй — типа ликера.

На найденных остатках винных кувшинов имеются многочисленные надписи, указывающие на происхождение и качество вин. Большинство виноградников находилось в восточной части Дельты. На качество вина указывают надписи типа: «хорошее вино восьмого раза», «вино третьего раза», либо просто «сладкое вино».

Вероятно, «сладкое вино» — это молодое вино, а «третий» и «восьмой раз» означают вино третьего и восьмого разлива. Частые переливания были необходимы для того, чтобы уберечь вино от закисания. Другой способ заключался в кипячении.

ЦЕРЕМОНИЯ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Древние египтяне ели, сидя по одному или по двое за маленьким столиком, на котором стояли блюда с мясом, птицей, овощами, фруктами, иногда разложенными на ломтях конических хлебов. Дети сидели на подушках или циновках на полу.

Завтракала египетская семья по отдельности. Главе семьи еду подавали сразу после умывания. Его завтрак состоял из хлеба, пива, мяса и пирога. Его жена завтракала, пока ее причесывали или сразу по окончании туалета.

На росписи, найденной в Фивах, служанка подает кубок своей госпоже, когда она еще держит в руках зеркало. Рядом с ней столик с корзиной из пальмовых листьев и двумя вазами. В состав обеденного стола входили мясо, птица, овощи и фрукты по сезону, хлеб, пирожки и, само собой, пиво в изобилии.

Поскольку климат Египта жаркий, то забить быка могли только те, кто способен был съесть его за три-четыре дня: в противном случае мясо протухло бы. Ясно, что это были крупные вельможи, имевшие множество слуг и устраивавшие пиры для многих гостей.

В самом конце дня был легкий «ужин», после которого египтяне еще беседовали час или два, а затем ложились спать.

Одним из самых больших удовольствий для египтянина были пиры, на которые он созывал своих многочисленных друзей или родственников. На рельефах египетских гробниц часто встречаются сцены застолий, которые устраивал хозяин гробницы при жизни. Пирам предшествовала большая подготовительная работа — покупки в лавках, хлопоты в доме и на кухне.

Забивали быка, расчленяли его тушу и сортировали куски мяса. Готовили жаркое, тушеное мясо и соусы. Жарили гусей на вертелах. Расставляли кувшины с пивом, вином и ликерами. В корзинах и на подставках пирамидами лежали разнообразные плоды.

При этом продукты тщательно укрывались от пыли. Доставали из шкафов золотые и серебряные кубки, вазы и расписную посуду. В сосудах из пористой глины охлаждалась вода.
мК моменту приезда гостей собирались музыканты, певцы и танцоры, а привратники стояли у дверей. Знатных гостей встречал сам хозяин у входа и провожал через сад. Так же поступали жрецы, если в храм прибывал фараон.

Случалось, что хозяин ожидал приглашенных в гостиной, как фараон в своем зале приемов. В таком случае гостей встречали слуги, которыми руководил привратник в праздничной одежде и с жезлом в руках. Слуги подходили к вознице и указывали место, куда следует поставить колесницу.

В сопровождении рабов — мужчин и женщин — гости направляются к дому. При входе в зал для приемов их встречает еще большее количество рабов и служанок. Мужчины-слуги одеты в белые накрахмаленные короткие юбки, на девушках нет почти никакой одежды, кроме небольшого куска материи, обернутого вокруг бедер, ожерелий, ручных и ножных браслетов из разноцветных бусин. Они вручают каждому гостю по цветку лотоса и обносят всех лакомствами и кубками вина или пива.

Постепенно прибывают гости. Стройные мужчины и элегантные женщины одеты в безупречные одежды из гофрированного льна. На головах — тяжелые черные парики, обрамляющие их лица. Знакомые и друзья приветствуют друг друга.

Египтяне обожали комплименты и лесть и были большими мастерами этого тонкого искусства.

На одном из папирусов эпохи Рамзесов приведен образчик такого рода:
«Да будет в твоем сердце милость Амона! Да ниспошлет он тебе счастливую старость! Да проведешь ты жизнь в радости и достигнешь почета! Губы твои здоровы, члены твои могучи. Твой глаз видит далеко. Одежды на тебе льняные. Ты садишься в колесницу, в руке твоей хлыст с золотой рукояткой, вожжи у тебя новые, в упряжке — сирийские жеребцы... Рот твой наполнен вином и пивом, хлебом, мясом и пирожками... Ты нерушим, и враги твои падают. Что о тебе плохое сказали — не существует».

Примерно так приветствовали и хозяина, устраивавшего пир. Он мог ответить просто «Добро пожаловать!» или «Хлеб и пиво!» или более витиевато:
«Жизнь, здоровье, могущество! В милости Амона-Ра, царя богов! Я молю Ра, Харахти, Сетха, Нефтис и всех богов и богинь нашего сладостного края. Да ниспошлют они тебе здоровье, да ниспошлют они тебе жизнь, чтобы я видел тебя и мог обнять тебя моими руками!»

После окончания церемонии приветствий и пожеланий гости переходят из приемного зала в другой, где в определенном порядке расставлены золотые и инкрустированные бирюзой, сердоликом и лазуритом кресла с высокими резными спинками для наиболее знатных гостей.

Остальные, рангом пониже, рассаживаются на табуретках с перекрещенными ножками или на обычные — с прямыми, а также на подушки или циновки, разложенные на полу.

Мужчины садятся по одну сторону, женщины — по другую, поправляя при этом узкие юбки и приводя в порядок завитые парики. Впрочем, по желанию гость может оставаться рядом со своей женой.

Девушки-рабыни надевают на гостей гирлянды и кусочек благовонного жира или колпачок с ароматным маслом, которые клали на парик. Служанки всегда были молоды и красивы, а праздничные одеяния открывали и подчеркивали их естественные прелести.

Наступает момент подачи блюд. Тут есть все и на самый взыскательный вкус. Гости принимаются за еду. Вдоль стен зала стоит множество небольших столов с жареным мясом, курами, утками, голубями, различными овощами и хлебом разнообразной формы.

На металлических подносах стоят кувшины с вином, на которых указан возраст вина для предпочтительного выбора каждым из пирующих.

Рабы и рабыни подают гостям деликатесы, которые те едят руками, а ножами пользуются только для разрезания мяса. Чаши для ополаскивания рук и салфетки передаются по кругу, чтобы гости могли смыть жир со своих рук.

Египтяне очень любили музыку. Эта страсть родилась в незапамятные времена, когда еще не было музыкальных инструментов и слушатели поддерживали певцов, отбивая такт ладонями. В эпоху пирамид появляются флейта, арфа и гобой. Они звучали как поодиночке, так и вместе в любой комбинации. Ритм отбивался хлопаньем в ладони.

Начиная с эпохи Нового царства (середина II тысячелетия до н. э.) и под влиянием культуры соседних народов музыкальные инструменты претерпевают существенные изменения. Арфы становятся крупнее, количество струн удваивается; появляются небольшие переносные арфы, средние по размеру с подставкой и большие, настоящие произведения искусства, с нанесенным на них растительным или геометрическим орнаментом, с резными позолоченными головками наверху или у основания.

Были и другие музыкальные инструменты — двойная флейта, лютня, барабан. Последние делали круглыми или квадратными, а использовались они чаще на народных и религиозных праздниках. То же самое относится и к еще двум инструментам — трещоткам и систрам.

Систр хатхор представлял собой голову Хатхор — богини любви, музыки, веселья, танцев и пирушек — на ручке. Вместо рогов на уборе Хатхор были длинные металлические стойки, между которыми натягивались проволочки с нанизанными на них металлическими цилиндриками. Потрясая систром, музыканты извлекали из него звон, поддерживавший ритм танца или голос певца.

Пиры египтян непременно включали насыщенную музыкальную программу. Музыканты в одинаковых белых юбках, с украшениями на груди и руках проходили в центр пиршественного зала. В руках они держали инструменты: арфы, лиры, флейты и небольшие барабаны.

Рассаживались они на полу и начинали играть — сначала флейты, затем подключались арфы и лиры, а барабаны отбивали ритм.

Пели песни в честь бога Амона-Ра:
«Твое совершенство во всех сердцах. Птах создал это собственными руками... Каналы вновь наполнились водой. Земля залита его любовью», — пел один певец.
Второй продолжал: «Это счастливый день, день, когда думают о совершенстве Амона. Какая великая радость — вознести ему хвалу до самых небес!»

Благодаря богов за счастье жизни, египтяне прекрасно осознавали, сколь короток их век. Поэтому следует сполна воспользоваться этим прекрасным днем, когда милость богов и щедрость хозяина так счастливо соединились!

Об этом гостям напоминает арфист: «Со времен бога проходят тела и поколения приходят на их место. Ра восходит утром, Атум заходит в Ману (запад), мужчины оплодотворяют, женщины зачинают, все носы вдыхают воздух, но утром их дети уходят к их местам [умирают]! Проведи же счастливый день, о, жрец!..»

Другой арфист рассказывает пирующим о тщетности всех усилий человека избегнуть смерти (сравните с нашим русским «сколько веревочка ни вейся, а будет конец»). Египет во времена Рамзесов был уже древней страной, и каждый мог видеть, что стало с пирамидами.

Но пели не только о богах и мимолетности радостей короткой жизни. Представим себе, что арфисты, окончив песни, уходят, и появляются молоденькие девушки-музыканты в коротких юбках с бахромой и бусами на шее.

За ними выходят танцующей походкой юноша и девушка. Юноша, подойдя к девушке, опускается перед ней на колени, вытянув руки. Девушка делает вид, будто хочет убежать. Тогда он поворачивается к ней спиной и прячет лицо в ладонях. Она легкой походкой возвращается к нему. Он поворачивается к ней, встает и начинает петь. Девушки-музыканты аккомпанируют ему на флейтах и лирах.

Эти песни подвыпившие и расчувствовавшиеся гости слушали с большим вниманием, сопереживая лирическому герою и дополняя вызванные искусством благие эмоции возлияниями и закусываниями.

Еще одним «номером» «концерта» могло быть выступление танцовщиц. Они (или она) выступали в сопровождении полуобнаженных девушек-музыкантов, одетых в короткие льняные одежды, а грудь, руки и щиколотки их украшали бусы. Одни играли на тамбуринах, другие — на лютнях, сопровождая танец пением.

В период Позднего царства (715 г. до н. э. — 332 г. до н. э.) на пирах богачей появился любопытный обычай. По окончании трапезы хозяева выставляли перед гостями небольшой деревянный гроб с раскрашенной фигуркой мертвеца (изображавшей мумию).

Хозяин показывал такую фигурку каждому гостю и говорил: «Взгляни на него, а потом пей и наслаждайся, ибо после смерти ты станешь таким же, как он!»

Следует сказать, что порой пирующие столь охотно внимали этим предупреждениям, как и песням арфистов о бренности бытия, что нередко пир превращался в безудержную попойку — и в те времена глубинные основы человеческого поведения на пирах не слишком отличались от нынешних. Это можно видеть в сценах пирушек, где изображены обожравшиеся и перепившиеся гости, которых рвет, а соседи заботливо поддерживают головы ослабевших пьяниц. Впрочем, это не считалось серьезным проступком.

Вот так (или примерно так) проходило веселое пиршественное застолье состоятельных египтян в глубокой древности.
*******************
источник - Но, вернемся в Древний Египет.

Мука у египтян была трех видов: ячменная — «ит», из полбы — «бедет» и пшеничная — «сут». Богачи хранили свои запасы зерна поблизости от дома или на крыше.

Очищенное от сора зерно передавали особой группе людей, в которой было больше женщин, чем мужчин. В каменную ступу засыпали порцию зерна. Двое или трое крепких парней молотили его тяжелыми пестами. Просеивальщицы, получив от них размолоченное зерно, отделяли мякину для скота, а остальное шло на размол.

Египетская мельница представляла собой колоду с двумя отделениями, верхним и нижним. Мельник, согнувшись вдвое, двигал взад и вперед тяжелый камень по зернам в верхнем отделении, ссыпая муку в нижнее отделение. Затем муку просеивали, и все повторялось сначала, пока мука не достигала нужной степени помола. Процесс сопровождался пением рабочих: «Да ниспошлют все боги этой земли моему хозяину силу и здоровье!»

Муки готовили ровно столько, сколько необходимо было на дневную выпечку. Над очагом расставляли конические формы таким образом, чтобы пламя лизало их изнутри. Огонь раздували веером. Когда формы достаточно прогревались, их переворачивали, устанавливали на доску с круглыми отверстиями и наполняли тестом, замешанным на дрожжах или опаре. Затем формы закрывали и ставили на очаг.

Когда хлебы испекались, их извлекали из форм, тут же пересчитывали и записывали результат, ибо счет всего вокруг был любимым занятием египтян. После этого полные корзины хлеба относились хозяину. Описанный способ выпечки хлеба был распространен в период Древнего царства.

Позднее, в эпоху Нового царства (1580 — 1085 гг. до н. э.) способ оставался прежним, но появились печи, где можно было выпекать одновременно много хлебов.

Заканчивая разговор о продуктах питания, посмотрим; что пили жители Египта. Их национальным напитком было пиво. Его пили везде — Дома, в поле, на кораблях, в харчевнях. Пиво готовили из ячменя либо из пшеницы с финиками. Использовались формы, похожие на формы для выпечки хлеба, только больших размеров, а также корзины и глиняные кувшины и тазы.

Сначала выпекали хлебы. Вокруг печи расставляли пирамиды форм, как в пекарне. Одновременно замешивали особое тесто, которое называлось «уаджет» — «свежее». Его заливали в нагретые формы и держали в них до того момента, когда хлебы покрывались золотистой корочкой. Надо было следить, чтобы в середине они оставались сырыми.

Эти недопеченные хлебы крошили в большом тазу и заливали сладким соком фиников. Полученную массу перемешивали и фильтровали. Вскоре жидкость начинала бродить. Ее разливали по кувшинам, накрывали тарелочками и запечатывали гипсом.

Перед употреблением пиво переливали в кружки объемом от одного литра до двух. Любители пива пили его из каменных, фаянсовых или металлических чаш.

Усопшему фараону, согласно надписям в его гробнице, обещали хлеб, который не зачерствеет, и пиво, которое не закиснет.

Не менее любимо египтянами было и вино. Торговля вином процветала. В одном из документов времен фараона Рамзеса II упоминается прибытие трех судов с 1500 кувшинами вина, 50 кувшинами напитка «шедех» и 50 кувшинами напитка «наур». Есть основания считать, что первый был из граната, а второй — типа ликера.

На найденных остатках винных кувшинов имеются многочисленные надписи, указывающие на происхождение и качество вин. Большинство виноградников находилось в восточной части Дельты. На качество вина указывают надписи типа: «хорошее вино восьмого раза», «вино третьего раза», либо просто «сладкое вино».

Вероятно, «сладкое вино» — это молодое вино, а «третий» и «восьмой раз» означают вино третьего и восьмого разлива. Частые переливания были необходимы для того, чтобы уберечь вино от закисания. Другой способ заключался в кипячении.

ЦЕРЕМОНИЯ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Древние египтяне ели, сидя по одному или по двое за маленьким столиком, на котором стояли блюда с мясом, птицей, овощами, фруктами, иногда разложенными на ломтях конических хлебов. Дети сидели на подушках или циновках на полу.

Завтракала египетская семья по отдельности. Главе семьи еду подавали сразу после умывания. Его завтрак состоял из хлеба, пива, мяса и пирога. Его жена завтракала, пока ее причесывали или сразу по окончании туалета.

На росписи, найденной в Фивах, служанка подает кубок своей госпоже, когда она еще держит в руках зеркало. Рядом с ней столик с корзиной из пальмовых листьев и двумя вазами. В состав обеденного стола входили мясо, птица, овощи и фрукты по сезону, хлеб, пирожки и, само собой, пиво в изобилии.

Поскольку климат Египта жаркий, то забить быка могли только те, кто способен был съесть его за три-четыре дня: в противном случае мясо протухло бы. Ясно, что это были крупные вельможи, имевшие множество слуг и устраивавшие пиры для многих гостей.

В самом конце дня был легкий «ужин», после которого египтяне еще беседовали час или два, а затем ложились спать.

Одним из самых больших удовольствий для египтянина были пиры, на которые он созывал своих многочисленных друзей или родственников. На рельефах египетских гробниц часто встречаются сцены застолий, которые устраивал хозяин гробницы при жизни. Пирам предшествовала большая подготовительная работа — покупки в лавках, хлопоты в доме и на кухне.

Забивали быка, расчленяли его тушу и сортировали куски мяса. Готовили жаркое, тушеное мясо и соусы. Жарили гусей на вертелах. Расставляли кувшины с пивом, вином и ликерами. В корзинах и на подставках пирамидами лежали разнообразные плоды.

При этом продукты тщательно укрывались от пыли. Доставали из шкафов золотые и серебряные кубки, вазы и расписную посуду. В сосудах из пористой глины охлаждалась вода.
мК моменту приезда гостей собирались музыканты, п

Читайте также

Оставить комментарий на тему «Древнеегипетская кухня. Рецепты от фараонов! час3.»