Огромную и очень значимую часть в жизни каждого человека играют близкие люди. И это не только самые приближенные родственники, но и друзья. Как правило, настоящих друзей находят еще в детстве, а дальше идут с ними по жизни. Как же развивается детская дружба у ребят дошкольного возраста? Что сделать для того, чтобы не потерять ее? Об этом и поговорим в данной статье.
Еще до достижения пяти лет, находясь в т.н. младшем дошкольном возрасте, дети начинают много общаться и играть со своими одногодками. Как показывает практика, протекает подобное общение крайне эмоционально и бурно, с частыми обидами, ссорами и примирениями. В раннем дошкольном возрасте сохранить дружбу достаточно сложно. Дети в этот период даже сами себе не совсем точно могут сформулировать, чего они хотят на самом деле. Ровесники, проводящие время вместе, ссорятся и тут же мирятся, дерутся, а через пять минут утверждают всем вокруг, что являются самыми близкими друзьями.
Чаще всего родители не обращают внимания на привязанности собственного ребенка, даже не подозревая, насколько глубокие чувства переживает их малыш. Дети же почему-то уверены, что из-за одного своего промаха можно полностью остаться без общения со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок хочет дружить, при этом абсолютно ничего не требуя взамен своей дружбы. Ему просто приятно общаться с определенным кругом людей, он тянется к какому-то конкретному ровеснику, выделяя его из общей компании. Одновременно на вопрос о том, кто является твоим другом, ребенок может ответить неожиданно, например, назвать первого встречного, которого уже на следующий день легко забудет.
Проходит всего несколько лет и уже в старшем дошкольном возрасте ребята начинают дружить совершенно по-другому. Посещая дошкольное учреждение, сверстники начинают объединяться в компании, в каждом таком объединении существует один или два лидера. Дети уже не так эмоциональны, порывисты и безрассудны, теперь к вопросу дружбы они относятся намного более серьезно. Ребенок уже не станет называть своим другом сверстника, с которым он только недавно познакомился или просто поверхностно пообщался пару раз. Друзей в этом возрасте выбирают по поступкам и по общим увлечениям. Дети начинают четко различать, кто для них является другом, а кто просто товарищем или знакомым. Именно в старшем дошкольном возрасте сверстники учатся принимать решения сообща, посоветовавшись с другим человеком. Ребенок начинает осознавать, что дружба - процесс обоюдный, а не односторонний, эгоизму тут не место.
Часто детская дружба дошкольников, пустившая корни в таком раннем периоде, определяет характер человека в будущем, его отношение к себе и окружающим.