Тогда же музей приобрел новый скрипичный шедевр работы Николо Амати, а также инструмент, изготовленный сыном Страдивари, Франческо.Увы, после революции большевики, вооружившись антикварным каталогом 1875 года, немедленно приступили к экспроприации ценностей – и вскоре скрипка Антонио Страдивари была изъята из собрания Шереметевского дворца для передачи в московский Гохран. К счастью, ее судьба не стала трагичной – скрипка продолжала звучать и с тех пор побывала в руках многих исполнителей. Сейчас ею пользуется Юрий Башмет, за рубежом нередко выступающий не только в качестве альтиста, но и скрипача.Известно также, что скрипка Антонио Страдивари была в коллекции князей Юсуповых, купивших ее в начале XIX века в Италии. Инструмент почти сто лет был семейной реликвией – на нем изредка играли члены княжеской фамилии. В начале ХХ века эта скрипка (на картинке слева) хранилась во дворце Юсуповых на Мойке, находясь почти всё время (за исключением редких концертов) в особой витрине в форме фонаря, сделанной по проекту Феликса Юсупова. В 1917 году скрипка исчезла, как и владельцы дворца на Мойке. Однако она не была вывезена за границу, как полагали многие – в 1919 году, когда дворец Юсуповых был превращен в Дом учителя, она была обнаружена в одном из тайников. Оказалось, что эта скрипка, сделанная мастером всего за год до кончины – одна из лучших его инструментов! К сожалению, и она была вскоре увезена из Петербурга для пополнения московской Госколлекции, хотя и не стала после этого пылиться в хранилище: на «Юсупове» в разное время играли Давид Ойстрах, Леонид Коган, Владимир Спиваков.Однако редкая возможность услышать настоящую скрипку Страдивари петербуржцам изредка предоставляется. Так, в рамках фестиваля «Дворцы Петербурга» на короткие гастроли приезжали две скрипки – «Франческо» и «Императрица России». История последней неразрывно связана с Петербургом: созданная в 1708 году, она была приобретена для российской императрицы Елизаветы Петровны, подарившей её своему секретарю Криберскому. Впоследствии у инструмента часто менялись хозяева, а после революции она оказалась в фонде немецкой компании «Редкие скрипки Махольда» (основанной в 1861 году). «Императрица» звучала в декабре 1993 года в Царском селе и в мае 1994 года на открытии отреставрированной ротонды Мариинского дворца в Петербурге.Не менее интересен был уникальный концерт, состоявшийся в Эрмитажном театре в сентябре 1995 года, посвященный «гастролям» легендарной скрипки Паганини, изготовленной, правда, не Страдивари, а его вечным соперником Гварнери в 1742 году. Инструмент, завещанный «дьявольским скрипачом» родному городе Генуе, почти сто лет хранился в запаянной стеклянной колбе, но затем итальянцы освободили-таки его из плена, позволяя играть на нем лучшим скрипачам мира. Однако за пределы Италии скрипка вывозится крайне редко – в частности, концерту в Петербурге предшествовали переговоры правительств двух стран и заключение страховки в четыре с половиной миллиарда лир с итальянским модельером Труссарди. Высокой чести играть на столь раритетном инструменте удостоился петербуржец Сергей Стадлер – думаем, что ему впервые в жизни приходилось играть концерт в присутствии роты автоматчиков. Охрана действительно была беспрецедентной – даже во время антракта скрипка Паганини опечатывалась. Любопытно высказывание музыканта о звучании инструмента: «Когда я взял первые звуки, стало ясно, что скрипка помнит и любит только прежнего хозяина – Паганини. И никого больше знать не хочет. Для меня это была не столько игра, сколько общение. И я решил тогда: пусть она звучит не так, как я хочу, а как сама она хочет и как помнит». Судя по всему, звучание инструмента стало неожиданностью для Стадлера – возможно, виной тому возраст скрипки или её длительное заточение. *******************************
Источник - www.soundup.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1073:stradivari-inc&catid=5:2009-10-06-08-05-28&Itemid=18