Информационно-аналитическая
интернет-платформа
Самое свежее
7 статей
Картина дня
7 статей
Резонанс
62 статьи
Власть
Общество
Экономика и бизнес
В мире
Регионы
Оборона
Зарубежная пресса
НаукаТехнологии
Культура
Резонанс
Власть
Медведев с возу — Путину подарок
К собственному юбилею Владимир Путин может сделать подарок как себе, так и всей России
Серафим Саровский – охранитель России
154 - просмотры 0 - комментарии
Серафим Саровский – охранитель России
1 августа 2012, 13:58
1 августа православная церковь отмечает день памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца
1 августа 1903 года к уездному Сарову Нижегородской губернии было приковано внимание всей России, в этот день происходила канонизация (приобщение к лику святых) Серафима Саровского. Событие намечалось действительно небывалое, а обстоятельства, которыми оно сопровождалось, заслуживают того, чтобы называться исключительными. Канонизации святых и без того случаются нечасто, но в случае с Серафимом Саровским необычно было все. Редко бывает, чтобы церковь объявляла святым почти современника, человека, умершего не двести и не пятьсот, а всего семьдесят лет назад. Но в случае с Преподобным Серафимом было именно так: саровский отшельник скончался в 1833 году, и ко дню, когда он причислен был церковью к лику святых, оставались еще в живых те, кто собственными глазами видел старца.
Редко, исключительно редко, среди небесных заступников Руси появляются новые святые, почитаемые всем народом, а не одним только городом или монастырем. И уж вовсе никогда не бывало — ни до, ни после Серафима Саровского — чтобы инициатором прославления святого выступил глава государства. Политика? Особая набожность? Предзнаменование, в котором не обошлось без участия самого Серафима?
Да, это был и политический ход, причем далеко не глупый для императора, стремительно теряющего популярность. Также это стало попыткой объединить общество и власть в соборном переживании святости и чудес.
Николай II знал, конечно, об исключительной популярности Преподобного в народе. Он прибыл со всей своей семьей в уездный город, чтобы присутствовать при ритуале канонизации.
«Казалось, что единения в этой толпе ни при каких условиях быть не может, как ни старайтесь, масло с водой не соедините. Ведь трудно себе представить блестящего генерал-адъютанта, прижатого к рваному зипуну слепого богомольца, или яркую, по наипоследнейшей моде одетую даму рядом с какими-то рваными, грязными торбищами, изображающими одежду.
А на самом деле было именно единение у всего собравшегося народа, у каждого человека, из какого бы слоя он ни был, все были один другому близки, все были друг другу действительно други», — так современник тех событий описал первый августовский день 1903 года.
Была у Николая II и другая цель паломничества в Саров – и кто из нас осудит его за это – над мощами чудотворца император и его супруга молились о даровании наследника (в семье к тому времени было уже четыре дочери, но ни одного сына). И чудо свершилось: ровно через год после саровских торжеств, 30 июля 1904 года, императрица родила наследника — того самого недужного царевича Алексея, который принес своим родителям и столько счастья, и столько мук.
Легенда гласит, что тогда же в Сарове Николаю было откровение от самого святого: согбенная старуха подала императору записку от Серафима, писанную им незадолго до смерти, и Алексею, тогда еще не рожденному, заочно адресованную. «Ты не доживешь, а жена твоя доживет, когда в Дивеево приедет вся царская фамилия и царь придет к ней. Пусть она ему передаст», — с такими, а может быть, с похожими словами обратился перед смертью Серафим к мужу этой женщины, давно покойному. Что было в послании? История говорит об этом весьма скупо: «Когда государь прочитал письмо, он горько заплакал. Придворные утешали его, говоря, что хотя батюшка Серафим и святой, но может ошибаться, но государь плакал безутешно. Содержание письма осталось никому не известно».
Что же это был за человек, писавший письма не рожденным императорам, и через семьдесят лет после смерти умевший объединять дворян с простолюдинами? Он жил в эпоху великих событий: Пугачевский бунт, наполеоновские войны, восстание декабристов. Но ни слова, ни свидетельства, что он эти события запомнил или заметил, не осталось. Он был современником Пушкина, но ничего о Пушкине не знал (Пушкин, впрочем, тоже вряд ли догадывался о существовании Преподобного). У него был другой счет времени, совсем не похожий на бурную земную историю, и другая поэзия звучала в душе. Вехами его собственной истории были чудесные исцеления, божественные видения и трудные подвиги, из которых состояла его жизнь.
Вот мальчик Прохор Мошнин (земное имя святого) падает с недостроенной соборной колокольни в родном Курске — и остается жив. Вот мать прикладывает его, немощного, к иконе Богородицы — и он исцеляется. Вот он уже в саровском храме три часа не может сойти с места по окончании литургии: святому явился сам Господь, благословивший братию. Вот его самый известный отшельнический подвиг: к живущему в лесу вдали от братии Серафиму приближаются грабители, у святого в руках топор — он как раз колет дрова, но поднять руку на ближнего своего не позволяет вера, и, израненный, он с трудом добредает до монастыря, а после пять месяцев не может подняться с постели. Что сделал Серафим с разбойниками, которых успели поймать? Разумеется, простил — верующему негоже держать в сердце гнев на ближнего.
Он мог питаться три года одной снытью (полевой травой), мог несколько лет молчать. Мог проводить дни и ночи на камне — церковь называет этот подвиг столпничеством, и Серафим из Сарова и правда один из величайших столпников в истории православия. Самым трудным его подвигом было, пожалуй, не молчание, а умение обратиться к страждущему со словом «радость моя» или «сокровище мое» — так этот старец приветствовал каждого, кто к нему обращался. Непросто истязать свой организм постом и столпничеством, но гораздо сложнее объяснять, что столпничество и пост нужны не для защиты от дьявола, а в благодарность Богу за Его щедрость. «Так идет и Церковь Русская, так идет и наш народ — до крови», — говорил в день памяти преподобного Серафима митрополит Антоний Сурожский. О том, чтобы эта кровь была не в отмщение, а во спасение стоит в Серафимов день подумать и нам.
Елена Рыбакова
Источник статьи - rusplt.ru/articles/culture/culture_627.html