Красная горка – один из самых любимых народом весенних праздников, особенно среди молодежи. По мере повсеместного распространения христианства, чтобы не было путаницы какого числа праздник Красная горка должен быть проведен, его приурочили к первому воскресенью после Пасхи.
Издревле после окончания процесса таяния снега, когда падал уровень вод, разлившихся по весне, первыми прогревались и высыхали горки и пригорки, где можно было собраться молодежи для организации веселья, озаренного первыми лучами весеннего солнца. Так и начинался народный праздник Красная горка.
Примечательно, что, согласно славянским наречиям, в данном случае «красный» употребляется как «красивый, веселый, цветущий, отрадный». Для народа Красная горка стала праздником веселья, хороводов, сопровождавшегося многочисленными торжествами. Кроме того, он символизирует полномерное вступление весны в свои права, а также встречу парней и девушек, которые в обязательном порядке должны были участвовать в народных гуляньях, чтобы им повезло в жизни. Считалось что того, кто проводил праздник дома, ждут неприятности: парню достанется ущербная женушка, а девушке – распоследний мужичонка. А вот сыгранная во время церковного праздника Красная горка свадьба станет залогом счастливой семейной жизни, которая продлится всю жизнь. В этот день все представительницы прекрасного пола запасались съестными припасами, собирались вместе и пели песни-веснянки, водили хороводы, устраивали всевозможные игры и пляски.
На то число, на которое приходился праздник Красная горка, всегда планировалось проведение разнообразных обрядов, которые разнились в зависимости от региона. В некоторых селах после обедни на каком-нибудь открытом месте улицы организовывалось собрание баб, в некотором отдалении от которых располагались все молодые парочки, их задачей было подозвать баб к себе. В ответ на зов бабы принимались петь песни и не спеша подходили к «новоженам», от которых они получали по одному яйцу и по куску пирога.
В других местностях на Красную горку проводилось «опахивание села». Обряд предполагал шествие всех деревенских женщин в глухую ночь к околице, где их дожидались три молодые бабы вместе с сохой, а также три старухи, держащие в руках икону Казанской Божьей Матери. На этом месте девушки расплетали косы, бабы снимали головные платки. С этого начиналось шествие. Перед процессией шли старухи с иконой, молясь о том, чтобы село не постигли всякие напасти и бедствия. Длилось это действо до третьих петухов, после чего все расходились по домам.
Несмотря на то, что происхождение праздника Красная горка берет свое начало еще со времен язычества, сегодня он стал церковным и носит название «Антипасха» в церковном словаре. В этом значении приставка «анти» означает «вместо», а не «против». «Антипасха» - праздник, восполняющий, возмещающий Пасху. Антипасху отмечают на восьмой день после Христова Воскресенья. Антипасха также называется «неделей» обновления. Следует отметить, что обновление воскресения Иисуса Христа связывается с апостолом Фомой. В этот день Церковью вспоминается встреча воскресшего Христа с апостолом Фомой, который не присутствовал при воскрешении и пожелавшим увидеть это воочию, чтобы поверить в произошедшее. После этого апостол Фома стал символизировать недоверие и сомнение. С этим связано бытующее в народе определение «Фома неверующий».
Антипасха – первый день после долгого перерыва, обусловленного Масленицей, Великим постом, Страстной неделей и Светлой седмицей, когда церковью возобновляется проведение таинства брака и благословления молодых на супружество. В этой связи традиционно на церковный праздник Красная горка приходился пик свадеб.