ЗАУРАЛЬСКИЕ УРУСОВЫ.
Появление Урусовых за Уральскими горами, и в частности, в Туринском уезде (Свердловская область), возможно, несколькими путями:
1.От местного коренного инородческого населения (татары, вогулы, ногайцы и башкиры), у которых было имя (кличка) Урус. После присоединения Сибири (1582 – 1600) и введения фамилий, возможно, появились Урусовы.
2. От новокрещенных, крещенных коренных жителей Казани и Сибири, которые были присланы на строительство Туринска (Епанчина) и обработку земельных угодий в 1600 – 1603 годах:
- 55 семей пашенных людей и 6 ямских охотников с Казани;
- 10 черкас и 20 плотников с Пелыма;
- 50 ямщиков с Тары;
- 25 семей пашенных крестьян с Казани.
3. В 1600 году (год основания Туринска) Российский царь Борис Годунов, боясь заговора, отправил в ссылку видных людей России: Романовых (будущий род царей России), Бельских, Черкасских и Урусовых. Ведь в то время Урусовы в России входили в число 16 видных родов, влиявших на политику России. Урусовы были отправлены в различные районы России. Возможно, так появились князья Урусовы и в Западной Сибири (Урале). Ведь воеводами Нарыма в 1620 – 1630 годах был Урусов Андрей Васильевич, а воеводой Пелыма – Урусов Андрей Афанасьевич 1635 – 1638 годах. Кто они? Неизвестно.
4. После завоевания Ермаком Сибири в России находилось много охотников, готовых переселиться туда на постоянное жительство.
Большая часть переселенцев происходила из Холмогорского (Архангельского) уезда с Ваги, Устюга , из Соливычегодской, Вятки, Перми и других мест Поморья. А в это время и в эти места уже были сосланы князья Урусовы (в Вологодской, Ярославской, Курской, Саратовской и других современных областях), а другие правили в некоторых городах (воеводы в разное время были Урусовы Борис, Иван и Андрей в городе Устюге). Правительство разрешало переселяться в Сибирь всем жителям России, в том числе и крепостным. Таким образом, переселялись и крестьяне, бегущие от своих господ и оставлявшие, обычно фамилию своего владельца, беглые, пришлые, бегущие с заводов, бедные мещане, купцы, обедневшие ветви княжеские.
5. При постоянном расширении русских владений, надобность в комплектации служивого состава постоянно возрастала.
Для доставления служивым людям возможности плодиться, правительство было вынуждено набирать в Российских городах «гулящих (свободных) баб и девок» для отправки их в Сибирь с целью выдачи их замуж за тамошних казаков и других русских людей, «которые великую в сем нужду имели». Подобные меры практиковались постоянно (1630 год – набрано 500 мужчин и 150 женщин; 1637 год – 300 семей отобрано и 150 девиц для раздачи их в жены казакам). Тем, кому не доставались жены, казаки, как сословие храбрых, завоевывало себе подруг разными приемами. Для чего бы не повторить, что «поколение в этом сословии первоначально пошло от крови татарок, которые, быв, обласканы смелыми пришельцами, взошли на ложе их, в последствие законное». В Туринск, для несения службы были посланы:
- 10 стрелков с Верхотурья;
- 20 стрелков с Тобольска;
- 10 казаков и один пушкарь с Тюмени;
- 30 стрелков с Пелыма в 1633 году.
6. С 1601 по 1646 годы постоянно на тюменский и туринский уезды делали набеги калмыки и ногайцы. Некоторых брали в плен, крестили и оставляли пашенными крестьянами. Особенно, часто, в 1601 – 1610 годах делала набеги урусбиевская орда, Урус-князя , сына Алта-Улишаим (!), внука Урус-князя, князя БНО (7б87; 7д82; 29г156; 197в34). Такой путь появления тоже имел на существование (Урус – Урусов).
7. С 1653 года в Сибири и, в частности, в Туринском уезде появляются староверы и их деревни на северо - востоке туринского уезда. А ведь, жена князя Урусова Петра Семеновича (№26) Евдокия Прокопьевна, родная сестра боярыни Морозовой, умерли в земляной тюрьме с сестрой за поддержку протопопа Аввакума, в защиту старой веры.
8. С конца 17 века было разрешено вольное переселение и, одновременно, появилась новая волна ссыльных, не угодных власти, быстро меняющейся на российском троне.
. 9. Деревня Урусова (родина писателя Ивана Ивановича Акулова) (до 1781 год – д. Уросова; 1781 – 1868 годы – Большауросова и с 1868 по настоящее время – Урусова) основана в середине XVII века. В 1701 году в деревне было восемь крестьянских домов и один дом ямщика. Стоить подчеркнуть, что приток людей извне к этому времени практически прекратился. Поэтому, возможно, первопроходцами деревни Урусовой были или переселенцы города Туринска, или села Усениново, стоявшего около ста лет и в трех километрах, имевшего в это время 69 дворов и много обработанной земли. Но, обязательно, это был человек (крестьянин, посадский, ямщик или другое лицо) с фамилией Урусов.
10. Деревня Мало – Урусова (моя малая родина) (до 1868 года д. Уросова, с 1868 по 1960 год Мало – Урусова) основана в первой половине XVIII века. В деревне в 1781 году проживало 40 жителей в шести дворах, ходили в Чукреевскую церковь; деревня входила в Жуковскую волость.
Легенда гласит, что два брата, жившие в д. Урусовой, поссорились, и один из них переселился на речку Чернушка при впадении ее в Сусатку. Кроме этого, легенда гласит, что братья были «белой кости», не из простых людей.
После долгих поисков (с 1995 года) по УРУСОВЫМ, малой родине и роду Урусовым с Малой Урусовой выстроился основной стержень Урусовых в России, Кавказе и на Урале. Но вширь древо это может разветвляться бесконечно долго.
Самый ощутимый результат поиска – это возможность ближе узнать своих родственников, объединить их и поддерживать с ними постоянную связь, чтить имена предков. Главное помнить, что как мы относимся к нашим родственникам и близким, также и наши дети будут относиться к нам. И, если я отвечу, кто мой «дед – деда», то можно считать самым ценным результатом составления истории и родословной своего рода.
Очень хочется завершить начатое дело, найти, кто же основал Малую Урусовочку? Ведь осталось каких-то 70-80 лет!! Имеется всего семь домов, семь семей Урусовых; и вероятно, они родственники.
УРУСОВЫ с МАЛОЙ УРУСОВОЙ !!!
Давайте восстановим справедливость. Объединим усилия, я уверен, мы ведь
ВСЕ РОДСТВЕННИКИ с ВАМИ !!!