ВСЕ об УРУСОВЫХ.
В 1589 году правитель Большой Ногайской орды князь УРУС сидя между кострами возле реки Дон рассказал своему внуку и своим воинам историю своего славного рода.
Вот таким образом в далеком прошлом передавалась от старшего к младшему история народа или рода Урусовых.
Урусовы любой нации и национальности произошли или неразрывно связаны с князьями Урусовыми. Урусовы – это княжеский род татарского происхождения, родоначальник которого Урус мурза (шестое колено от Эдигея Мангита) был с 1578 года князем ногайским. Поэтому, прежде чем рассмотреть родословную Урусовых, надо рассмотреть корни татарского происхождения.
Для рассмотрения этого вопроса рекомендую посмотреть в Интернете по адресу:
my.mail.rucommunityurusov, где в материале «Род Урусовых. ч.1. Татары.» изложен данный материал. Кроме этого рекомендую издания Босварт Л.Э., Валиханов Ч.Ч., Вельяминов-Зернов В.В., Войтович Л.В., Мерперт Н.Я., Трофимов Юрий и многих других авторов.
В 1242 году Бату, татарский хан, захватив Сибирь, Среднюю Азию, Кавказ, Россию и Восточную Европу создал новое государство «Золотая Орда», которое представляло собой пестрое население. Кочевники произвели полное разорение захваченных земель, привели в упадок экономику и культуру народов. Через 150 лет ЗО начала распадаться. На ее территории образовались новые формирования, которыми руководили уже другие ветви большой семьи Чингиз-хана: Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и Казахское ханства, Большая и Ногайская орды.
Одновременно с ЗО на востоке ее территории (Средняя Азия, Волга - Урал) существовала и Синяя орда, которой правили потомки Чингиз-хана и наследники Урус-хана (хан ЗО, СО и НО). Но в результате поражения ЗО от Руси и борьбы Урус-хана с сыновьями Тохтамыша СО начала слабеть. Вот в это время и появилась сильная фигура ЗДИГЕЯ, родоначальника князей Урусовых, Юсуповых, Кутумовых …. . Он фактически самовластно руководил с 1395 по 1420 годы ЗО, СО и НО.
Рекомендую расширить познания в изданиях Жирмунский В.М., Греков Б.Д., Новосельский А.А., Сафаргалиев М.Г., Савельев П.С., Тизенгаузен В.Г….. .
Через шесть поколений после Эдигея НО стал руководить УРУС-мурза, князь Ногайской орды (1578-1590 гг.), 1489 года рождения. Урус сильно выделялся между своими братьями, был лидером. Еще в молодости он указывал Ивану Грозному, чтобы царь его «смотрел ровно с отцом», говоря, что он «много гневен за то». Уже князем НО грозил русскому царю войной. Захватил русских послов и продал их в Бухару. Князь Урус в 101 год погиб в бою. О жизни и деятельности БНО посмотрите на сайте: «my.mail.rucommunityurusov», ч2.Ногаи.
С конца 16 и начала 17 веков род Урусовых разделяется: одна часть забрана заложниками в Москву, где были крещены в православие. Другая часть, после гибели Урус-бия уходит на Кавказ в верховья Кубани в горы Карачая, давая современным карачаевцам и балкарцам фамилии Урусовы и Урусбиевы. Третья часть рода Урусовых осталась в БНО, владея семейным улусом, продолжая борьбу за независимость своего государства с Россией, МНО и калмыками. Столкновения с калмыками, сопровождающиеся тяжелыми потерями, нанесли значительный ущерб силе орды. Она стала дробиться, враждуя друг с другом, принося в жертву общие интересы ногайского народа. Среди мурз было много лиц, воинственных и задорных, но не оказалось личности крупной и сильной, как Эдигей, которая взяла бы на себя задачу объединения ногайских улусов. Так образовались Юртовские (Астраханские), Крымские (Таврические), Едисанские (Джетысанские), Буджакские, Аккерманские (Белгородские), Терекские (Бессарабские и Кубанские), Едишкульские (Джетыскульские), Джембойлукские (Алтаульские), Кундровские (Касаевцы и Каспулатовцы) орды, Каракалпаки, Караногайцы и много мелких орд.
Таким образом, Ногайская Орда, начав свое существование с 1395 года, когда Эдигей повторно объединил ногайский народ (первый раз - Ногай) распалась в 1770 году при присоединении мелких орд к России. Ногайцы были приведены к оседлой жизни, расселены по разным губерниям, селам, превратились в государственных крестьян.
РОДОНАЧАЛЬНИКОМ РУССКИХ КНЯЗЕЙ У Р У С О В Ы Х
был Урус князь (шестое поколение от Эдигея Мангита), князь Большой Ногайской Орды. В 89 лет он начал править НО и целых одиннадцать лет боролся за объединение и независимость ее, удерживая от распада. Его характеристику посмотрите в ч.3 Московские князья, рассмотренного сайта. Долгоруков П.В., Думин С.В., Петров П.Н., Юсупов Н.Н. более подробно рассматривают различные ветви Урусовых. Москва крестила в православие внуков Урус-бия: Борис и Петр Канмурзиновичи, Александр, Борис, Иван и Петр Янараслановичи и Андрей Сатыевич, от которого идет род князей русских Урусовых. Его же сын, Семен был женат на двоюродной сестре первого Российского царя из рода Романовых А.М.Романова. Таким образом, русские князья Урусовы стали служить Московскому государству, имея наследное княжество в России от царя Бориса Годунова, и внесенные в «Общий Гербовник», ч.6, №1. Описание герба князей Урусовых посмотрите в Одноклассниках, Клан Урусовых, в фотоальбоме о гербах, в комментариях.
После гибели Урус бия (князя) и его сына Сатыя в 1590 году уцелевшая Урусбиевская орда уходит на Кавказ в Верховья Кубани в горы Карачая на стык трех ущелий Хурзунский, Махарский и Кубанский, где в селе Верхний Учкулан (современное название) были похоронены Урус бий и Сатый. Здесь сейчас родовое кладбище Урусовых. По сей день Урусовы знают и чтят могилу Урус-бия, который считается основателем фамилии. Оставшиеся в живых члены урусбиевской семьи стали продолжателями современной карачаевской фамилии Урусовы.
Здесь и сформировался род Урусовых ( К а р а ч а е в с к и е У р у с о в ы).
Через определенное время род Урусовых разросся, им стало тесно в одном селе. Часть Урусовых, получив по праву наследования титул князей, переселилась в Баксанское ущелье Балкарии Приэльбрусья, где обосновало селение Урусбиевское (с 1917 года Верхний Баксан) и жители села рода Урусовых назывались УРУСБИЕВЦАМИ ( Б а л к а р с к и е У р у с б и е в ц ы).
Это и есть СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ ветвь УРУСОВЫХ.
Для углубления своих знаний по изучению карачаевского и балкарского происхождения народов рекомендую произведения Иванюк И.И, Лавров Л.И., Невская В.П., Трифонов Ю., Урусов К. С-Б, а также сборник МОМК Кавказа. Кроме этого в Одноклассниках, Клан Урусовых, Северокавказские Урусовы в фото и изложении.
Итак, мы рассмотрели происхождение фамилии Урусовы, историю этой фамилии, и ее три ветви: - ногайская; - русская; - северокавказская.
Но ведь кроме этого, У р у с о в ы могут существовать и другим образом. Слово «урус»
(человек, ведущий русский образ жизни, рожденный от русской женщины, русоволосый) относится как к имени человека, так и к целым народам. Впервые (из перечисленной литературы) встречаются:
- 1207 год – Урус-инал – это правитель киргизов в годы правления Чингиз-хана в стране находящейся севернее озера Байкал;
- 1301-1303 годы – Урус – правитель Угедейского улуса, правнук Угедея, сына Чингиз-хана;
- 1369-1378 годы – Урус-хан – правитель Золотой Орды, Синей Орды, Астрахани и Узбекского союза. Его преемники сформировали народы казахов, киргизов, каракалпаков, ногайцев, туркмен, и у этих народов должна и есть фамилия Урусовы (54,т.2 159);
- 1578-1590 годы – Урус-князь – правитель Ногайской Орды, родоначальник фамилии Урусовых (князей в том числе);
- в XIII веке при появлении татар на территории Руси они стали называть «руссов» УРУСАМИ, т.е. русскими.
При появлении фамилий в Руси в XV-XVI веках от Урусовых появились разновидности фамилий у различных народностей:
- Урусба – башкиры; - Урусбиевцы – балкары;
- Наурус – бухарцы; -Урус – казахи;
- Урусона – кинчаки; -Урумет – ногайцы;
- Урусоба – половцы; - Урухчи – туркмены;
- Урустай – узбеки;
- У р у с о в ы - у русских, карачаевцев, чеченцев, осетин, кабардинцев и у других народов. У каждого народа интересное происхождение фамилии Урусовы или ее разновидности.
Появились и населенные пункты (в основном села и деревни Урусовы) компактного проживания Урусовых в России в вологодской, липецкой, московской, саратовской, свердловской, тульской, ульяновской и ярославской областях; в Мордовии, Татарстане, Ставрополье, на Кавказе (Карачаево, Балкария, Осетия, Дагестан, Чечня, Кабарда). Известен городок Урос в Перми Великой, который назывался в походе Ивана III в 1472 году. Происхождение селений различное: от дач - поместий князей Урусовых, от русских укреплений, которые татары называли «урусами», а также от обедневших Урусовых, основывавших новые поселения. Последнее, вероятно всего, относится к Уральским Урусовым. Рекомендую посмотреть о УУ у Анимица Е.Г., Буцинский П.Н., Завалишин И., Заварихин С.П., Кочедамов В.П., Новоселов А.И., Славнин П., Словцов П.А и в Интернете, Одноклассники, Туринск и мы, Туринск исторический.
Так, в 1600 году Российский царь Борис Годунов, боясь заговора, отправил в ссылку видных людей России: Романовых (будущий род царей России), Бельских, Черкасских и Урусовых. Ведь в то время Урусовы в России входили в число 16 видных родов, влиявших на политику России. Урусовы были отправлены:
- в Вологду (417 181), где сейчас в этой местности имеется деревня Урусовская;
- в Сибирь (Урал) – в Свердловской области Туринского района имеется также две деревни Урусовых;
- в среднюю полосу России (смотри выше).
Кроме этого, Урусовы иммигрировали в США, Францию и другие страны
Рассматривая биографии князей Урусовых (Род Урусовых. Московские князья ) можно определить, кто и где проживал и как проходил государственную службу.
О некоторых населенных местах Урусово имеется информация, которую прислали жители или этих сел или районных городков.
Деревня Урусовская Вологодской области. Первое упоминание имеется в переписи 1744 года – 9 душ мужского пола.. 1762 год – 11. 1795 год – 13. 1811 -18 д.м.п. 1877 – 56 человек.
Село Урусово в Липецкой области возникло в 16 веке, и было сторожевым форпостом русского государства и называлось русским городом. Наследники князей Урусовых прибыли из Ярославской губернии в Липецкий уезд и земля, полученная им от царя, стала их вотчиной.
Село Урусово (Песчанка) на реке Песчанка, притоке Хопра, притока Дона прошло сложный путь. В покинутую и обработанную землю в 1715 – 1720 годах князем Урусовым Г.А. были привезены крестьяне с Нижегородской губернии. Много хозяев менялось: и графиня Лаваль и княжна Гагарина и граф Борх, но название оставалось Урусово (Ртищевский район Саратовской области).
Сложный путь прошло и село Урусово Веневского района Тульской области. В начале 18 века название Урусово вытеснило названия Брежнево и Михайловское. В 1704 году построен храм, позднее дворец, аналогично московскому музыкально – литературному салону. Менялись и хозяева: Епансин, Бизюковы, Брежневы, Михайловы, Компанари, Еропкины, Белосельские, Волконские и снова Компанари. Кроме этого, в Тульской области существовали деревни Урусово и в других районах: Плавском, Новомосковском и других.
Село Урусовка Радищевского района Ульяновской области возникло в 19 веке из переселенцев крепостных князей Урусовых из Костромской губернии. Существовало до 70-х годов 20 века.
История села Урусова Ярославской области похожа на историю других поселений Урусовых. Земли подарены царями России, родовое имение Урусовых, Никиты Сергеевича (троюродный брат царя Романова Алексея Михайловича). Многие Урусовы нашли покой в этой земле.
Кроме этого, Урусовы обосновались в московской, симбирской, смоленской, санкт-петербургской, черниговской и других районах России и мира. Но все они произошли от одного корня – князя Уруса, князя Ногайской орды.
После захвата Западной Сибири Ермаком и основания Туринского острога (1600) началась колонизация Туринского края Свердловской области. Первыми жителями края стали новокрещенные инородцы «татарове и остяки и вогуличи», которые были посажены на землю, занимаясь хлебопашеством. Остальных брали из охочих людей. Сибирь в это время была в такой славе, что в России находилось много охотников, готовых переселиться туда на постоянное жительство. Большая часть переселенцев происходила из Колмогорского (Архангельского) уезда с Ваги, Устюга, из Соливычегодской, Вятки, Перми и других мест Поморья. Эти люди хотели лучшей жизни, одни хотели обогатиться, другие бежали от властей. Это были крестьяне, уходящие от рабства своих господ, беглые, убегающие от розыска, обедневшие мещане, купцы, ремесленники и другие слои общества. В это время и воеводами Сибири в Пелыме и Нарыме были Урусовы.
Все жители Туринского острога независимо от сословия имели пашню. Горожане по состоятельней заводили свои деревни. Первые русские сельские поселения большей частью были однодворными. Трудные условия освоения пахотных участков в таежных лесах, немногочисленность населения и преобладание малых семей обуславливали малые размеры деревень. Подавляющая часть жителей состояла из крестьян с вкраплением ямщиков, служивых, посадских и бобылей. Заселение и развитие сельского хозяйства задерживала угроза вторжения ногайцев князя Уруса (князьУрус-алтаульский, Урус младший, сын Алта Улишаим, сын Урус-князя, который делал набеги вместе с другим сыном Урус-князя Анарасланом на Ишим, Тюмень и Туринский край) (1601-1610 гг.) и калмыков, у которых было распространено имя Урус (1630-1640-е годы). Русские крестьяне и татары, уходя от своих хозяев, обычно, брали их фамилию.
Первое упоминание о деревне Урусовой (Уросова) Туринского района Свердловской области, в рекомендованной литературе, упоминается за 1701 год. В ней имелось восемь крестьянских домов и один двор ямщика. Стоит подчеркнуть, что приток людей извне к этому времени практически прекратился. Поэтому, возможно, первопроходцами деревни Урусовой были или переселенцы города Туринска, или села Усениново, стоявшего около ста лет и в трех километрах, имевшего в это время 69 дворов, но обязательно это был человек (крестьянин, посадский, ямщик или другое лицо) с фамилией Урусов.
Вероятнее, всего это были или крепостные князей Урусовых бежавшие с Поморья, Средней полосы России или Волги и оставлявшие фамилию своих господ или обедневшие различные ветви самих князей Урусовых.
Первое упоминание о деревне Малая Урусова отмечается у Миллера Г.Ф., путешественника, историка в 1742 году и 1781 году о приходах. В ней было шесть дворов. Легенда гласит, что два брата, жившие в д. Урусова, поссорились и один из них основал новое поселение на речке Сусатка в восьми километрах, которое стало называтьсятоже Урусова, а затем, Малая Урусова. Это легенда гласит, что братья были «белой кости».
Чтобы понять в каких условиях происходила борьба за жизнь с природой, посмотрим, что же представлял Туринский край в середине 19 века.
Это дремучая сибирская тайга, край глухой и дикий, леса обширные, дремучие и вековые. Села и деревушки редкие и мелкие. Множество рек и речек, текущих среди огромных, непроходимых хвойных лесов, зыбких болот и трясин. Много озер, изобилующих рыбой. Крестьяне сеют озимую рожь, овес, ячмень, яровую пшеницу как исторически прижившуюся культуру четверть тысячелетия назад. У населения преобладал рогатый скот, лошади, овцы и свиньи. Местные жители, вогулы преимущественно занимались звериной и рыбной ловлей. Многие занимались (кроме земли) сбором кедровых орехов и ягод, приготовлением изделий из дуба, лыка и мочалы. Звериная ловля состоит в добыче медведей, лосей, волков, белок, соболей и горностаев. Рыбой изобилуют все реки и озера. Вогулы платят казне ясак соболями и лисицами, они все приняли христианство, а также обычаи и образ жизни их русских соседей. Государство дает им хлеб, порох и свинец.
А что же представляют люди, заселяющие эти края.
В начале XX века население Туринского края представляет тип предприимчивого северного мужика и отличается едва ли не большей изворотливостью, чем жители других округов Западной Сибири. Туринский крестьянин не теряет головы ни при каких обстоятельствах: если ему мало пашни, он создаст ее, расчищая леса и даже осушая болота; если пашня плохая, он изыскивает средства поднять ее произвадительность, удобряет, осушает; если земледелие за всем тем не дает ему нужного для его существования, он обращается к кустарному промыслу, к ремеслу, но в тоже время он не бросает своей, хотя бы и плохой пашни. Изменил промысел, перестал оплачивать труд - он ищет другой или употребляет все средства, чтобы улучшить его производительность; в крайнем случае, когда нет никакого выхода, он все же предпочитает хотя и не вполне оплачивающий труд промысел зимнему безделью, не унывая работать при самых неблагоприятных условиях. Характер населения обнаруживается уже при первом взгляде на примыкающие к тракту селения с крепкими и красивыми постройками, и поля, на которых распахан каждый клочок годной для пашни земли. Общее развитие населения здесь выше, чем в других округах, что объясняется отчасти близостью уральских заводов. Наконец, туринский крестьянин гораздо религиознее: церкви посещаются здесь очень усердно, и масса народа ежегодно уходит на поклонение мощам наиболее почитаемого здесь святого Симеона Верхотурского. Старообрядцев здесь нет, церкви богаты, а духовенство пользуется расположением населения: самый бедный крестьянин почтет себя обиженным, если священник не зайде