ТУРИНСКИЙ РАЙОН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Поход Ермака, расшатав Сибирское царство и открыв путь русским в долину Иртыша, сам по себе не привел к прочным результатам. Вместо того чтобы углубиться в Сибирь, необходимо было закрепить за собой пути в нее. Для этого в 1598 году был основан на верховьях Туры новый город Верхотурье, который в течение всего XVII века оставался главными воротами в Сибирь и через который шли все официальные сношения Москвы с Зауральем. В 1600 году ниже Верхотурья, на полпути между Верхотурьем и Тюменью, возник на месте татаро-мансийского княжества Епанчи город Т У Р И Н С К (Епанчин). С постройкой Верхотурья, Туринска и Тюмени в руках русских была закреплена вся артерия, соединяющая Иртыш с бассейном Кама - Тура, и тем самым присоединенное Сибирское царство было прочно связано с центром государства.
Туринский уезд был самым маленьким сибирским уездом по величине и одним из самых малых по численности коренного населения. Первоначально в Туринский уезд, правда, входили еще некоторые другие волости, расположенные на Туре выше устья Тагила, но в 1602 году они отошли к Верхотурью. Туринским воеводам приходилось «кормиться» главным образом за счет пашенных крестьян и разных поборов с проезжих, а не за счет коренного населения. Туринск являлся одной из застав, которую не могли в XVII веке миновать едущие в Сибирь и из Сибири. Существование Туринска как самостоятельного города оправдывалось, кроме того, тем, что он прикрывал от набегов степняков (ногайцев и калмыков) дорогу от Верхотурья на Тюмень, т.е. один из важнейших участков большого пути, связывающего Сибирь с Европейской Россией.
Территория Туринского уезда охватывала долину Туры от устья Тагила и долину Ницы от устья Реж почти до устья Ницы. На северо-востоке рубеж уезда проходил по водоразделу между Турой и Тавдой, на юго-западе – Ницей и Пышмой.
Этническую принадлежность коренного ясачного населения Туринского уезда определить довольного трудно. Это были и татары, и вогулы, и остяки, или «татаро-мансийское княжество Епанчи», т.е. можно считать население Туринского уезда вогулами, подвергшимися татарскому влиянию.
Туринский уезд до 1624 года, довольно мало, был заселен русскими. Это, объясняется тем, что охочие люди, служившие главным контингентом для заселения Сибири, при переходе за Уральский хребет прежде всего оседали в Верхотурском уезде, и немногие из них доходили до Туринска.
Первые русские сельские поселения были большей частью однодворными. Трудные условия освоения пахотных участков в таежных лесах, немногочисленность населения и преобладание малых семей, а также принесенные с Поморья традиции обуславливали малые размеры деревень.
В короткое время в Туринском уезде основано 5 слобод, и все они к концу 1645 года были довольно населены. Продолжался процесс селообразования, что еще более усиливало движение населения. Во второй половине XVIII века в уезде возникло до 60 новых деревень на Туре за счет разукрупнения старых селений и выезда крестьян на дальние пашни, ближе к возделываемым полям.
Что же представлял Туринский край в середине XIX века. Это дремучая сибирская тайга, край глухой и дикий, леса обширные, дремучие и вековые. Села и деревушки редкие и мелкие. Множество рек и речек, текущих среди огромных, непроходимых хвойных лесов, зыбких болот и трясин. Много озер, изобилующих рыбой. Крестьяне сеют озимую рожь, овес, ячмень, яровую пшеницу как исторически прижившуюся культуру четверть тысячелетия назад. У населения преобладал рогатый скот, лошади, овцы и свиньи. Местные жители, вогулы преимущественно занимались звериной и рыбной ловлей. Многие занимались (кроме земли) сбором кедровых орехов и ягод, приготовлением изделий из дуба, лыка и мочалы. Звериная ловля состоит в добыче медведей, лосей, волков, белок, соболей и горностаев. Рыбой изобилуют все реки и озера. Вогулы (занимают северную часть Туринского округа) платят казне ясак соболями и лисицами, они все приняли христианство, а также обычаи и образ жизни их русских соседей. Государство дает им хлеб, порох и свинец.
В начале XX века население Туринского края представляет тип предприимчивого северного мужика и отличается едва ли не большей изворотливостью, чем жители других округов Западной Сибири. Туринский крестьянин не теряет головы ни при каких обстоятельствах: если ему мало пашни, он создаст ее, расчищая леса и даже осушая болота; если пашня плохая, он изыскивает средства поднять ее произвадительность, удобряет, осушает; если земледелие за всем тем не дает ему нужного для его существования, он обращается к кустарному промыслу, к ремеслу, но в тоже время он не бросает своей, хотя бы и плохой пашни. Изменил промысел, перестал оплачивать труд - он ищет другой или употребляет все средства, чтобы улучшить его производительность; в крайнем случае, когда нет никакого выхода, он все же предпочитает хотя и не вполне оплачивающий труд промысел зимнему безделью, не унывая работать при самых неблагоприятных условиях. Эта последняя черта особенно ясно сказалась в последние десятилетия, когда вместо прежнего бесплатного пользования лесом была установлена высокая пошлина. Местные кустари, занимающиеся почти исключительно промыслами, основанными на обработке дерева, и приучившие потребителя к низким ценам на свои поделки были поставлены в критическое положение: большинство промыслов перестало окупать затрачиваемый труд. Размеры промыслов и количество занятых ими дворов сократилось в несколько раз, но значительная часть населения все же продолжала заниматься ими и искала выхода из критического положения то в перемене промысла, то самого способа работы.
Характер населения обнаруживается уже при первом взгляде на примыкающие к тракту селения с крепкими и красивыми постройками, и поля, на которых распахан каждый клочок годной для пашни земли. Общее развитие населения здесь выше, чем в других округах, что объясняется отчасти близостью уральских заводов и большой подвижностью населения.
Наконец, туринский крестьянин гораздо религиознее других: церкви посещаются здесь очень усердно, и масса народа ежегодно уходит на поклонение мощам наиболее почитаемого здесь святого Симеона Верхотурского. Старообрядцев здесь нет, церкви богаты, а духовенство пользуется расположением населения: самый бедный крестьянин почтет себя обиженным, если священник не зайдет к нему за сбором. Крестьяне, живущие около города Туринска, кроме основной своей работы – хлебопашества, изготавливают продукцию необходимую жителям этого города: заготавливают уголь, дрова, изготовливают кирпич, лопаты, мебель, лодки, кожу, посуду; собирают продукты питания: рыбу, орехи, ягоды. В населенных пунктах, расположенных на некотором расстоянии от города, занимались заготовкой строевого леса, изготовлением дровней, телег, деревянной посуды, мебели, попон, занимались смолокурением, производством скипидара.
Несмотря на хорошее обеспечение населения земледелием, в Усениновской волости, ее селениях занимаются разными промыслами. В деревне Марково изготавливают доски для тротуаров Ирбита и Туринска. В деревне Давыдовой этим же промыслом занималось около 60 дворов, доставляя свыше 10 тысяч штук досок; 32 двора занимались охотой на зайцев, рябчиков, белок, лосей, зарабатывая свыше 300 рублей; несколько дворов ходят «орешить». За Усениновым, в деревне Урусова, тракт раздваивается: к югу идет ветвь на Ирбит, а на северо-запад – на Верхотурье. В деревне Лебедевой занимаются выделкой овчин, а в Усольцах – заготовкой леса. В Чукреевой в значительных размерах развита добыча дегтя. Здесь кустари перешли от производства обжига в ямах к паровой гонке, в селе имеется более 10 заводов с паровыми котлами. В Благовещенской и Жуковской волостях развиты кустарные промыслы. Жуковская волость (деревня Мало Урусова) была районом преимущественного распространения заготовок строевого леса. Введение лесной пошлины сильно сократило его размеры, и большинство заготавливавших лес крестьян взялось за рогожное производство, существование которого обеспечивало наличность в крестьянских дворах более или менее доброкачественных липняков, которыми население могло пользоваться беспошлинно. Рогожный промысел Туринского края характеризуется двумя основными чертами, резко отличающими его от того же промысла в Тюменском округе, где производятся исключительно рогожи-кулевки, а в Туринском – «цыновки» - большие рогожи из крученного мочала, употребляемого вместо брезентов. В Туринском округе рогожник сам добывает мочало, обрабатывает и ткет на станке. Работа идет медленно; средний работник может выткать в день не более одной рогожи. Рогожное производство принадлежит к числу тех, где важную роль играют скупщики. Кроме рогожного промысла и заготовок дерева, в этом районе существенную роль играют разные виды добывающих промыслов – рыболовство, охота и кедровый промысел. Этим видам промысла способствовало нахождение здесь коренного местного населения, обрусевших татар и вогулов. Они с давних пор крещены («дедушкина отца отец крестился») и не говорят ни на каком другом языке кроме русского. Уклад их жизни не отличается от русского. Основным занятием их жизни является хлебопашество, но благодаря присущей им лени и безпечности хлебопашество у них в весьма плохом состоянии.