Ведение семейного бюджета - тема достаточно сложная, неоднозначная и скользкая. И дать однозначный совет в этом направлении сложно. Но вполне реально рассказать о путях и направлениях, по которым необходимо следовать, чтобы вести семейный бюджет рационально и экономно. Основная сложность состоит в том, что в каждой семье практикуется своя модель поведения. У кого-то глава семьи мужчина, зарабатывающий и распределяющий финансовые потоки, а у кого-то главным семейным бухгалтером является женщина.
В некоторых семьях, где достаточное количество средств зарабатывают оба ее взрослых представителя, деньги тратятся каждым единолично на свои и общие нужды или складываются в одну шкатулку и рассчитываются по дням недели.
Другая сложность состоит в том, что в советское время люди жили так сказать от зарплаты до зарплаты и основной ведения семейного бюджета являлся принцип - "тратить столько, сколько заработано". Но сегодня есть возможность покупки всего, что угодно в кредит. И некоторым бывает очень сложно не поддаться на соблазны витрин магазинов и не завязнуть в долгах.
Разберем общие принципы ведения семейного бюджета, подходящие для каждого направления. Для начала тот, кто распределяет финансы, должен собрать все расходы, которые обычно случаются в семье каждый месяц и распределить по ним денежные средства. Это можно сделать разными способами:
1. Собирать в течение месяца, допустим с 1-го по 1-е число, все чеки от покупок в магазинах, на заправке, квитанции об оплате услуг, квартиры, телефона, интернета и т.п. И затем после окончания определенного вами срока занести все чеки в таблицу, разбивая их по графам: продукты, хозяйственные товары, одежда, обязательные платежи, прочие платежи. Такой анализ будет более точным, если проводить его в течение, хотя бы трех месяцев. Но не каждый способен на такой рутинный труд, и многие забрасывают мысли об экономии и ведении семейного бюджета уже на втором месяце. Однако те, кто наиболее крепок получают в распоряжении точные суммы, которые впоследствии можно корректировать. Самое интересное, что первое время при таком подсчете, очень редко сумма получившихся расходов равна сумме доходов. Обычно она получается или больше, и начинаешь гадать откуда же были получены дополнительные деньги, или намного меньше, и становится загадкой, куда делись остальные. Поэтому для этого способа ведения семейного бюджета главное внимательность и упорство.
2. Другой способ оптимизировать семейный бюджет менее точный, но более легкий. При этом способе тратить время на исследование не придется и к распределению доходов и расходов можно приступить сразу. Для этого ориентировочно мы разбиваем все наши расходы на те же графы, что и при первом способе, но суммы у нас будут приблизительными. Уверенными можно быть только в графе обязательные платежи. А остальные будут прогнозироваться. А далее в соответствие с этими графами денежные средства распределяются, а излишки, которые обязательно должны остаться откладываются в шкатулочку.
3. Третий способ - также ориентировочный. Этот способ основан на том, что приблизительно определяется сумма, которая, по мнению семьи, тратиться за неделю. После этого все деньги делятся на части и раскладываются в отдельные шкатулки или книжки на полке (главное не забыть в какие). Этот способ планирования семейного бюджета может считаться успешным, только тогда, когда новая шкатулка не открывается до положенного времени. Для тех, кто наибольшую сумму тратит в выходные дни, неделя может длиться с пятницы до пятницы. Этот способ совершенно не подходит для тех, кто обычно расплачивается картой.
Главное при использовании любого способа классификации расходов и распределении денежных средств, не забывать оставлять некоторую сумму в заначке, даже если доходы очень скромные. И самое главное: помочь в ведении семейного бюджета может только жесткая самодисциплина. Поэтому обязательно нужно устраивать разгрузочные дни или недели, в которые о количестве потраченного не задумываются, чтобы "не перегружать" свою самодисциплину.
А мы никогда не заморачивались с расчетами, записями, чеками... и ничего, нормально живем. Хватает денег - прекрасно, не хватает вдруг - можно подужаться немного.
мы тоже никогда этим не занимались. Но получается, что мы живем как-то одним днем. И накоплений никаких нет...
Я веду специальную тетрадь, куда я вношу всю информацию с чеков. Конечно, тратится дополнительное время, но наглядно и удобно. В конце месяца подвожу итоги)
У меня муж ведет бюджет по второму способу, когда деньги примерно распределяются по разным статьям расходов.Очень забавно получается, когда приходится самому у себя занимать из одной шкатулки для другой:) Главное потом обязательно вернуть))
Ох! а у меня постоянно не получается начать вести бюджет - к середине месяца забываю про все чеки и подсчеты =))))
Есть специалтные программы для ведения учета, их можно даже на телефон установить, очень удобно - вышел из магазина и сразу занес в программку сумму потраченную. 80% людей тратят больше, чем зарабатывают
Расскажите поподробнее, что за программы?
Пробовала, но как то уж очень далеки прописанные там статьи расходов и доходов от реальности.